Разворачивающийся спор между Грецией и Турцией — это очередной виток борьбы за природные ресурсы в восточной части Средиземного моря. На этот раз, однако, свою роль в ней играет активность Российской Федерации.
Новый этап старого конфликта
Предметом нового спора, возникшего на фоне продолжающегося не первое десятилетие конфликта между Афинами и Анкарой, стали месторождения углеводородов в восточной части Средиземного моря. Греция считает спорную зону частью своего континентального шельфа, а Турция называет претензии греков безосновательными. Негативным образом влияет на ситуацию также остающийся неурегулированным статус Северного Кипра, независимость которого не признает греческая сторона. Отказывая северным туркам в самостоятельности, Афины, соответственно, отказывают им также в праве на находящиеся в районе острова месторождения полезных ископаемых.
С точки зрения политических договоренностей важным шагом стало подписание в 2020 году договора о строительстве газопровода «ИстМед», соединяющего Кипр, Израиль и Грецию, однако, вопрос претензий Турции и статуса Северного Кипра остается до сих пор нерешенным.
К разворачивающемуся спору подключаются другие государства. На сторону Греции встала Франция, которая в середине августа отправила в восточную часть Средиземного мора фрегат «Лафайет» и два истребителя «Рафаль». Официально говорилось, что они принимали участие в совместных учениях с греческими военно-морскими силами. Этот шаг, по всей видимости, имел отношение к французско-турецкому противостоянию в Ливии, где Париж и Анкара поддерживают две разные борющиеся за власть стороны.
В конце августа ситуация стала настолько серьезной, что ее прокомментировал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он заявил, что на площадке Альянса будут предприняты шаги, нацеленные на предотвращение военных инцидентов в ходе учений морских сил в спорном районе моря. Шансы на деэскалацию появились только в середине сентября, когда Турция решила вывести оттуда свое судно сейсмической разведки «Орудж Реис» и сопровождавшие его военные корабли. Греческая сторона назвала это положительным шагом, который позволит снизить уровень напряженности, но турецкие власти подчеркнули, что они не собираются отказываться от прав на месторождения в регионе.
Где двое дерутся, выигрывает Москва
Споры между Анкарой и Афинами продолжаются уже не первое десятилетие, но новый виток конфликта между ними приобретает особый характер в контексте активности Российской Федерации. В последние десять лет Россия значительно укрепила свои позиции в восточной части Средиземного моря. Рост потенциала ее воздействия связан с двумя обстоятельствами.
Первое — это аннексия Крыма в феврале-марте 2014 года и начатая после нее милитаризация региона. Появление новых военных объектов на самом полуострове (россияне занялись модернизацией и развитием систем противовоздушной и противоракетной обороны, а также созданием дополнительных подразделений воздушно-десантных войск и морской пехоты) служит развитию потенциала в первую очередь в Черном море, но уже развитие Черноморского флота (а также в определенной степени Каспийской флотилии) в области внедрения новых фрегатов, подлодок и ракетных крейсеров — это фактор, влияющий на расклад сил в более широком региональном масштабе.
Второе обстоятельство — это продолжающаяся с 2015 года российская операция в Сирии, связанная с действиями против ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация, — прим.ред.), в рамках которой российские корабли, получившие возможность пользоваться сирийскими портами, постоянно находятся в восточной части Средиземного моря. Следует также напомнить, что Россию и Турцию связывают интересы в сфере строительства газопроводов и военного сотрудничества (Анкара закупила, в частности, зенитные ракетные системы С-400).
Конфликт между Грецией и Турцией соответствует интересам Москвы в том плане, что он ослабляет связи в организациях, в которых состоят эти страны. В первую очередь это касается Североатлантического альянса, считающегося Кремлем главной угрозой и основным военным противником, а во вторую — Евросоюза. Анкара не входит в европейское сообщество, но выступает его важным партнером в том числе в связи с кризисом, вызванным наплывом мигрантов из Турции в Европу (преимущественно через греческую территорию). Отсутствие согласия по последнему вопросу может пошатнуть политическую стабильность всего ЕС.
Важным аспектом всего этого дела остается строительство газопровода «ИстМед», который должен послужить дальнейшей диверсификации источников поставок газа в ЕС. Эту инвестицию поддерживает не только Брюссель, но и Вашингтон, что склоняет российскую сторону проявлять к теме дополнительный интерес. Москва заинтересована в том, чтобы ничего не менялось, в свою очередь, для членов Европейского союза «ИстМед» станет очередным элементом стратегии обретения доступа к сырью, происходящему не из российских источников. По новому газопроводу в Европу могло бы поступать от 10 до 20 миллиардов кубометров газа в год, что делает его существенной инвестицией с точки зрения энергетической безопасности.