Республика Кипр, как известно каждому, кто побывал там и насладился солнцем и гостеприимством местных жителей, — прекрасное место для отпуска.
Но на этой неделе именно из-за Кипра заговорили о величайшем позоре года (по меньшей мере!) для Европейского союза. Потому что именно он наложил вето на санкции, которые остальные страны ЕС собирались ввести против белорусского диктатора Александра Лукашенко — последнего диктатора на континенте, отдающего своим правоохранительным органам приказы бить, бросать в тюрьмы и пытать собственных сограждан.
В Брюсселе наблюдали за происходящим в последние шесть недель. За ситуацией следили и Еврокомиссия под руководством Урсулы фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), и Европарламент (за исключением безнадежных случаев с крайне правого или левого фланга), и правительства 26 из 27 стран — членов ЕС, на которые приходятся 445,1 из 446 миллионов граждан Европейского союза.
Тем не менее уполномоченному ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозепу Боррелю (Josep Borrell) пришлось признать, что говорить о «европейской убедительности» не приходится, и в лучшем случае ее еще удастся спасти, если на ближайшем экстренном саммите ЕС все же будет принято жесткое решение.
Ведь, хотя Кипр и утверждает, что не против санкций в адрес диктатора Лукашенко и 40 его приспешников, именно он настаивает на том, чтобы одновременно были введены санкции и против турецкого правительства Эрдогана. Турецкий президент рассорился с Грецией и Кипром из-за добычи газа и, как известно, пригрозил обеим странам войной. Кроме того (и это тоже правда), Турция давно уже оккупирует северную часть Кипра.
Однако все это не оправдывает антиевропейскую линию Кипра, тем более что он в настоящий момент находится под особым наблюдением своих партнеров по ЕС из-за множества сомнительных банковских операций, а также из-за продажи «золотых паспортов» ЕС российским богатеям.
Тем не менее опозорился именно Европейский союз, потому что, за исключением смелой Финляндии, никто не пытается всерьез ставить под сомнение главенствующий в ЕС принцип консенсуса в вопросах внешней политики.
Это значит следующее: прежде чем ЕС сможет наказать белорусского диктатора, каждая отдельно взятая страна ЕС должна проголосовать «за». И достаточно всего одного голоса против, чтобы заблокировать решение.
А пока получается, что политики в Брюсселе дарят победительнице выборов Светлане Тихановской, чей муж по-прежнему томится в белорусской тюрьме, букеты цветов в бело-красных тонах белорусского исторического флага, но «сообщество ценностей», о которых в минувшее воскресенье столько говорили его представители, тем временем отвергает ее требование по незамедлительному введению санкций. А ведь Тихановская продемонстрировала фотографии жертв пыток со стороны режима Лукашенко.
Фон дер Ляйен придется вмешаться лично
Нет никаких сомнений в том, что главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, на которую после ее первого выступления на тему «положения дел в ЕС» товарищи по политическому лагерю и так обрушили шквал критики за отдаленность от сограждан, придется срочно что-то предпринять.
Ведь как Брюссель, к примеру, собирается объяснить гражданам Германии (крупнейшего плательщика членских взносов в ЕС), почему европейские внешнеполитические решения, по сути, принимаются в Никосии? Ведь если численность населения ЕС спроецировать на Германию, то получается, что решения, принимаемые федеральным правительством, бундестагом и бундесратом, легко могли бы оказаться заблокированы такими средних размеров городами, как Падерборн (Северный Рейн-Вестфалия), Дармштадт (Гессен) или Регенсбург (Бавария). Полный абсурд…
И еще важнее следующее: Европа, представляющая собой конструкцию, в рамках которой хвост будет вилять собакой, неприемлема для всех, кто, несмотря ни на что, продолжает верить в европейскую идею и платит ради нее налоги. Пока еще платит.