Al Jazeera (Катар): арабские корни западной архитектуры. Как Нотр-Дам и Биг-Бен украли у Сирии и остального исламского мира?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Многие черты готической архитектуры Европы являются плодом арабо-исламского влияния, считает британский академик Диана Дарк. Более того, она настаивает на использовании слова «кража», а не «вдохновение». Доказательства находятся в старых забытых деревушках Сирии, но европейцы не хотят то признать.

Собор Парижской Богоматери, сгоревший в прошлом году во Франции, Биг-Бен в британской столице и Собор Святого Марка в Венеции издавна считаются яркими символами западной цивилизации, однако недавно опубликованная книга британского историка способна изменить наше представление об этих сооружениях. По мнению автора, архитектурный стиль этих уникальных построек и других великих сооружений Европы был заимствован или «украден» у исламского мира. Примером являются башни-близнецы, окна-розы, сводчатые потолки и многое другое.

Британский академик Диана Дарк (Diana Darke) считает, что происхождение европейских архитектурных памятников восходит вовсе не к готическому наследию или истории европейского христианства, как всегда предполагалось.

На самом деле создатели этих памятников вдохновлялись архитектурным стилем древней церкви в деревне на западе Алеппо под названием Кальб аль-Лузе. Ее строительство датируется V веком нашей эры. Как утверждает историк, многие черты готической архитектуры являются плодом арабо-исламского влияния.

Восточные истоки

По словам автора книги «Мой дом в Дамаске» (My House in Damascus: An Inside View of the Syrian Revolution), изучающего сирийское наследие, архитектура Нотр-Дама (и всех других готических соборов в Европе), включая башни-близнецы, окна-розы и даже разрушенный во время пожара шпиль собора, восходит к древней архитектуре ближневосточных построек. Европа познакомилась с ними, благодаря вернувшимся с Востока крестоносцам в 12 веке.

В интервью «Аль-Джазире» Дарк отметила, что настаивает на использовании слова «кража», а не «вдохновение» для описания влияния арабских и турецких архитектурных стилей на западные сооружения. Как подчеркивает историк, жители Запада не признают исламское влияние на европейскую архитектуру.

В статье, опубликованной в британской газете The Guardian, Дарк отмечает, что в архитектурном плане башни-близнецы, окна-розы, многоугольные своды, стрельчатые арки и витражи имеют прямое отношение к Ближнему Востоку.

Готическая архитектура в том виде, который мы знаем, своим происхождением в большей степени обязана арабскому и исламскому наследию, чем готам. «Я была поражена реакцией, так как думала, что гораздо больше людей знают об этом, но, похоже, существует огромный пробел в знаниях о культурном присвоении на фоне подъема исламофобии. Я думаю, пришло время кому-то изменить эти представления», — говорит Дарк.

Турецкое влияние

В статье, опубликованной на британском сайте Middle East Eye, Воан Харт (Vaughan Hart) отмечает, что «христианская нетерпимость», предвзятое отношение ученых к западной истории и усиливающаяся исламофобия — все это сыграло большую роль в умалении арабского и исламского влияния на западную архитектуру.

По мнению эксперта, к концу XVII века на торговлю с Турцией приходилась четверть коммерческих операций Англии за рубежом.

Так, английская Левантийская компания, также известная как Турецкая компания, не только отвечала за коммерческий обмен между двумя странами, но и отправляла периодические отчеты о Соборе Святой Софии и других турецких сооружениях Лондонскому королевскому обществу, чтобы утолить жажду познания секретов восточной архитектуры. Среди членов этого общества был инженер Кристофер Рен, и именно на него ссылается Диана Дарк в своей книге «Воровство у сарацинов: исламские истоки европейской архитектуры» (Stealing from the Saracens: The hidden Islamic origins of Western architecture).

Готическая архитектура и ее истоки

Как утверждает автор, конфликты и войны на Ближнем Востоке затруднили посещение культурных достопримечательностей региона и лишь способствовали сохранению пренебрежительного отношения мира к исламской архитектуре.

Дарк ссылается на предположение английского инженера Кристофера Рена (1632-1723). По его мнению, готическая архитектура на самом деле имела арабо-исламское происхождение: новые архитектурные стили пришли в Европу во время крестовых походов. При этом он ничего не сказал о присутствии мусульман в Испании.

Дарк попыталась доказать его теорию, изучив восточные истоки готических архитектурных форм, таких как стрельчатая арка, окно-роза и башни-близнецы.

Хотя имена тех, кто способствовал этому культурному обогащению, остаются неизвестными, многие памятники в Сирии и других регионах Ближнего Востока свидетельствуют о распространении архитектурных достижений с Востока на Запад. Например, римские церкви в Европе, как утверждает Дарк, по своим характеристикам похожи на то, что можно увидеть в забытых районах северной Сирии.

Испания и исламское наследие

По словам Дарк, хронология в ее книге начинается с доисламского периода, включает христианскую архитектуру на Востоке, особенно в Сирии, период Омейядского халифата (661-750 годы), а также период исламского присутствия в Испании, завершившийся в 1492 году. Испанцы, однако, стерли эту часть своего прошлого.

Хотя сотни тысяч туристов ежегодно посещают Севилью, Гранаду и другие андалузские города, Испания, как утверждает британский историк, не готова признать исламскую часть своей истории.

Преобразование исламских памятников в христианские, как это произошло с мечетью в Кордове (ныне собор), не помогло скрыть его восточные корни, так как сходство между ним и дворцами и мечетями Омейядов в Дамаске является свидетельством архитектурного взаимообогащения Востока и Запада.

Дело не ограничивается Испанией: в своей книге Дарк рассказывает об исламском влиянии на памятники в Венеции и других итальянских регионах, включая фасад Собора Св. Андрея Первозванного в Амальфи.

Иерусалим и Андалусия

В крупных европейских соборах преобладают стрельчатые каменные арки и высокие многоугольные своды, в связи с чем легко сделать заключение об их христианском происхождении. Однако на самом деле эта форма восходит к исламской святыне VII века в Иерусалиме, а своды — к мечети X века в Андалусии.

Этот первый известный нам пример многоугольной формы все еще в сохранности, и посетители Мескиты могут восхищаться ее многочисленными арками, олицетворяющими шедевр инженерной мысли и декоративной конструкции. С момента строительства тысячу лет назад они никогда не нуждались в реконструкции.

Что касается стрельчатой арки, то она является решением архитектурной дилеммы, с которой столкнулись строители, работавшие над мечетью Купол Скалы в Иерусалиме. Эта святыня исламского мира была построена в 691 году халифом из династии Омейядов — Абд аль-Маликом ибн Марваном. Задача заключалась в создании конструкции из двух полукруглых арок, соединяющихся под углом.

Еще одна архитектурная форма, которую можно увидеть рядом с куполом мечети, это трехлопастная арка. Сегодня она присутствует почти в каждом европейском соборе. Европейские христиане использовали эту форму как символ святой троицы.

«Снова и снова меня поражало, что эти здания считались в основном христианскими и европейскими, но на самом деле такие убеждения были основаны на незнании или неправильном толковании информации о более ранних исламских архитектурных формах», — отмечает Диана Дарк.

По ее словам, огромное влияние мечети Купол Скалы связано со средневековыми крестоносцами, которые ошибочно полагали, что это здание является Храмом Соломона.

Венеция и арабский стиль

Ссылаясь на исследования британского историка архитектуры Деборы Ховард (Deborah Howard), Дарк отмечает, что венецианская архитектура тоже имеет скорее арабское, нежели европейское происхождение. Речь идет об узких извилистых переулках и патио с террасами на крыше, исламском убранстве Дворца дожей (подобен мечети Аль-Акса в Иерусалиме) и куполах Собора Святого Марка. Все это — плоды поездок венецианских купцов в Египет, Сирию, Палестину и Персию, благодаря которым культурный обмен коснулся даже моды. Так, женщины в Венеции носили чадру в общественных местах, одеваясь в черную одежду с головы до ног.

Иногда исламские формы переносились на Запад с изменениями. Например, стрельчатая арка стала более округлой и претерпела несколько преобразований в эпоху Аббасидов, а также в Каире, где она стала популярна и имела более резкую форму. Дарк упоминает историю итальянских купцов, которые принесли исламский архитектурный стиль в Европу в X веке. Один из них использовал стрельчатые окна в аббатстве Монтекассино в 1065 году.

Восток и Запад

В своей статье The Guardian пишет, что книга Дианы Дарк восхитительна и представляет собой тщательное исследование, проливающее свет на многовековые заимствования и архитектурное происхождение главных европейских памятников, включая здания парламентов, Вестминстерское аббатство, Шартрский собор и Собор Святого Марка в Венеции.

Корни европейской архитектуры и ее восточных предшественников могут поведать нам истории о политической мощи, богатстве, моде и архитектурных стилях, присвоениях крестоносцев, епископов и купцов, которые открывали новые методы и технологии и заимствовали их.

«Сегодня доминирует идея о Востоке и Западе как двух разных мирах, но в прошлом все было не так: имел место огромный культурный обмен, в основном с Востока на Запад, в то время как в культурное влияние в обратном направлении было очень малым», — отмечает британский историк.

Обсудить
Рекомендуем