«Это ни для кого не секрет. В 2020 году у Пекинской декларации не было бы никаких шансов быть принятой», — заявил французский президент Эммануэль Макрон, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 25-й годовщине четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Он, как и многие другие лидеры, нарисовал мрачную картину, рассказывая о политическом и экономическом положении женщин в мире спустя четверть века после принятия Пекинской декларации и Платформы действий.
Это виртуальное по большей части мероприятие собрало многих женщин-руководителей, среди которых были первая женщина-президент Эфиопии Сахле-Ворк Зевде, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и канцлер Германии Ангела Меркель.
Многие страны специально прислали в качестве своих представителей женщин, чтобы они выступили в ООН. Сделано это было после того, как многие отметили то обстоятельство, что на прошлой неделе, когда начала свою работу Генеральная Ассамблея, там выступало очень мало женщин. «Мужчины по-прежнему доминируют в политике, — заявила в своем видеообращении действующий президент Швейцарии Симонетта Соммаруга. — Это удивило меня во время Генеральной Ассамблеи; из 193 стран-членов не более десятка представлены женщинами».
В четверг женщины составили больше половины ораторов. Но на совещаниях высокого уровня их было менее 10%. В предварительном списке выступающих из 154 человек 90 были женщины и 64 — мужчины.
Соединенные Штаты направили видеозапись выступления министра образования Бетси Девос (Betsy Devos). Российский президент Владимир Путин тоже поставил в центр внимания женщину, заместителя министра труда Ольгу Баталину.
От Ирана также выступала женщина, вице-президент по делам женщин и семьи Масумех Эбтекар (Masoumeh Ebtekar). Эбтекар возглавляла иранскую делегацию в Пекине, и она заявила, что спустя 25 лет «мир нуждается в кардинальной смене системы координат, чтобы она отражала интересы справедливости, человеческие ценности, а также защищала права женщин». Согласно информации из доклада правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч» (Human Rights Watch) за 2015 год, женщины в Иране сталкиваются с серьезной дискриминацией в таких вопросах как брак, развод и опека над детьми.
Канцлер Германии Ангела Меркель тоже посетовала на дефицит женщин в политике, хотя они доказали свою высокую эффективность. Она сказала: «Сегодня наибольших успехов в экономике и социальной сфере, а также в мирном урегулировании конфликтов добиваются те государства, где женщины всерьез взялись за управление государством». Но на данный момент только в 22 странах главами государств являются женщины.
Президент Франции Эммануэль Макрон подчеркнул негативную политическую реакцию, направленную против женщин во всем мире: «Повсюду права женщин попираются, как и в целом права человека, от которых они неотделимы».
Некоторые правозащитные организации обращают внимание на то, что в последние годы традиционные поборники женских прав начали охладевать к этой борьбе. Ряд стран, включая Соединенные Штаты, настаивали на том, чтобы в 2019 году убрать из декларации ООН словосочетание «репродуктивные права».
Шеннон Ковальски (Shannon Kowalski), отвечающая за вопросы политики и правозащиты в Международной коалиции женского здоровья (International Women's Health Coalition), написала в Твиттере: «Прошло уже 25 лет, и этот вопрос не должен вызывать никаких споров. Если мы не можем распоряжаться собственным телом, мы не можем распоряжаться и другими составляющими нашей жизни. Все очень просто. Но к сожалению, дела обстоят именно так. Несмотря на все достигнутые успехи, нам нужно продолжать борьбу за сохранение своих прав».
«Мы призываем государства комплексно подходить к вопросам гендерного равенства, ставя в центр внимания права женщин, устраняя многочисленные и пересекающиеся между собой формы дискриминации, перераспределяя власть и преобразуя те системы, которые способствуют укоренению неравенства».
«Многие участники Пекинской конференции 25 лет назад и представить себе не могли, где мы окажемся сегодня. Несомненно, нам есть чем гордиться, однако поражает то, что борьба за равенство вызывает такие споры. Тут спорить просто не о чем, а еще очень жаль, что инициаторы борьбы за равные права — например, США — отреклись от своего лидерства», — сказала заместитель директора Центра международного сотрудничества Нью-Йоркского университета доктор Пейдж Артур (Paige Arthur). Инициативу США по идеологическим соображениям поддерживают такие страны как Бахрейн, Саудовская Аравия и Бразилия.
Covid-19 и женщины
Одной из самых насущных тем заседания стали пагубные последствия пандемии COVID-19 для женщин.
Как сказал Генеральный Секретарь ООН Антониу Гутерреш, выступая в четверг с высокой трибуны, «женщины и девушки несут на себе основную тяжесть огромных социально-экономических последствий пандемии. После Пекинской конференции прошло 25 лет, а мы сегодня сталкиваемся с тем, что рецессия прежде всего отражается на женщинах, потому что те их них, кто занят в теневом секторе экономики, первыми лишаются работы».
По данным ООН, женщины непропорционально представлены в тех секторах, которые больше всего пострадали от пандемии. Они выполняют большую часть неоплачиваемой работы по уходу за больными, и у них меньше средств, к которым они могли бы прибегнуть в случае временной приостановки работы. И тенденция тут плохая: поскольку закрываются школы, растет число детских браков.
Канадский премьер-министр Джастин Трюдо поддержал Гутерреша, заявив: «Жестокая реальность такова, что пандемия COVID-19 угрожает тем успехам, которых мы достигли. На самом деле, она усугубляет неравенство во всем мире».
По словам Пейдж Артур из Нью-Йоркского университета, этот юбилей также дает возможность предложить конкретные решения. «Хотя пандемия Covid-19 создала особую кризисную ситуацию для женщин, она также заставила лучше понять острую необходимость их социальной защиты. Этим нужно воспользоваться для наращивания усилий», — сказала она.
Пути продвижения вперед
Некоторые представители предложили взять конкретные обязательства и осуществить конкретные действия в интересах защиты прав женщин в своих странах и за рубежом.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен напомнила аудитории то обстоятельство, что она в марте прошлого года в первые 100 дней пребывания в должности предложила стратегию гендерного равенства для Евросоюза. Она также пообещала сделать больше в этом направлении: «Я до конца этого года предложу обязательные меры по прозрачности зарплат. Нам нужна такая прозрачность, чтобы женщины могли доказать, что им недоплачивают. Добившись прозрачности зарплат, мы сможем защищать их права».
Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен тоже похвастался феминизмом своей страны. Швеция в 2019 году вошла в первую десятку стран в Мировом индексе равенства. «Я возглавляю первое в мире феминистское правительство, — заявил он. — Вопросы гендерного равенства занимают центральное место в повестке всех государственных министерств и во всех наших приоритетах, в процессе принятия решений и при распределении ресурсов». Более того: Швеция официально утвердила феминистскую внешнюю политику. И теперь ее примеру последовали многие другие страны — такие, как Канада, Франция и Люксембург.
Колумбия тоже с гордостью отметила тот факт, что впервые в ее истории у нее кабинет министров, где налицо гендерное равенство. Выступавшая от имени этой страны Марта Люсия Рамирес (Marta Lucía Ramírez) стала первой в Колумбии женщиной, избранной на пост вице-президента. Но на посту главы государства женщин в Колумбии пока не было.
Консервативная страна Объединенные Арабские Эмираты, где женщины никак не защищены от дискриминации по половому признаку, тоже кое-чем похвасталась. Оказывается, ее женщины многого добились в сфере космических исследований. «Моя страна в этом году сделала исторический шаг, отправив на Марс космический корабль в рамках исследовательского проекта по изучению этой планеты. 80% научного коллектива этой миссии составляют женщины», — заявила министр общественного развития ОАЭ Хесса Бинт Эсса Бухумаид (Hessa Bint Essa Buhumaid).