Профессор нейробиологии Норвежского университета естественных и технических наук Одри ван дер Меер (Audrey van der Meer) с тревогой наблюдает за тем, как в Норвегии многие школы практически полностью переходят на цифровое обучение, при котором клавиатуры заменяют ручки и тетради. Дети учатся печатать, но при этом совсем мало времени уделяют письму от руки. По ее словам, последствия для нового поколения учеников могут быть катастрофическими. Ведь письмо — важнейший фактор стимулирования работы мозга. В последнем исследовании профессор подтвердила важность умения писать от руки, благодаря которому улучшается успеваемость детей и их память. Для этого она решила посмотреть, что происходит в мозгу детей, когда они пишут от руки.
— Как проходил эксперимент?
— Мы измеряли электрическую активность мозга при помощи датчиков с 256 электродами в то время, как 12-летние дети и подростки писали или рисовали слова, которые представлялись им в виде картинок. Они писали их указательным пальцем правой руки или стилусом на сенсорном экране. Слова были разными по сложности: некоторые были очень конкретными, например, "ботинок" или "зонт", а другие более абстрактными, например, "семья", "друзья" или "день рождения".
— Какой же результат вы получили?
— Мозговая активность взрослых и детей, когда они пишут от руки или рисуют, гораздо выше, чем когда он они печатают на клавиатуре. Похоже, когда мы осуществляем разнообразные движения рукой при использовании ручки, то задействуем больше органов чувств, что в итоге повышает активность сенсорной и двигательной коры головного мозга. Благодаря этому людям легче учиться, и их память улучшается. Когда мы пишем или рисуем от руки, то бросаем нашему мозгу настоящий вызов!
— Вы считаете, что полезно даже слушать звук ручки, скользящей по бумаге. Почему?
— Когда мы пишем, то видим, что создаем, и чувствуем ручку в руке, чтобы обеспечить достаточное надавливание. При этом если мы слышим, как ручка движется по бумаге, то наш организм подключает еще один орган чувств и активирует другую область мозга.
— Что происходит, когда мы перестаем использовать ручки и тетради?
— Когда мы перестаем писать или рисовать от руки, то недостаточно нагружаем наш мозг, и появляется риск, что он не сможет достичь своего максимального потенциала при обучении. Впоследствии это может сказаться на успеваемости. Кроме того, мы рискуем вырастить поколение детей, которые не смогут написать даже такие вещи, как список необходимых покупок или любовное письмо от руки. И это не 7говоря уже о том, чтобы регулярно делать записи в дневнике.
— В каком возрасте маленькие дети должны начинать писать?
— В детском саду маленькие дети должны что-то раскрашивать и руками перебирать маленькие объекты, передвигать кусочки головоломок, то есть развивать мелкую моторику, которая требует четкой координации головы, глаз и рук. Когда они идут в школу в шесть лет, то должны знать, как держать карандаш, и тогда могут начинать учиться писать. Я не говорю, что это будет легко или что им не придется прикладывать много усилий, но важно овладеть этим умением, чтобы стимулировать развитие мозга.
— Вы призываете школы в Норвегии учить детей писать от руки. Они что, этого не делают?
— В Норвегии есть много школ, которые полностью перешли на цифровое обучение. Это значит, что когда ученики приходят в первый класс, то получают iPad или компьютер вместо ручек и тетрадей. Все свои школьные работы, в том числе и домашние задания, они выполняют на этих устройствах.
— В Испании школы хвалятся тем, что у них есть цифровые экраны. То же касается и детских садов.
— В Норвегии тоже есть детские сады, которые внедряют ИКТ. Частично образовательные планы в таких садах включают использование экранов. Мне сказали, что часто именно родители настаивают на использовании планшетов и других устройств. Я не против экранов в детских садах как таковых, но считаю, что маленькие дети лучше познают мир сами по себе. Они общаются с другими людьми, используют свое тело и все органы чувств, чтобы исследовать реальный трехмерный мир со всеми его цветами, запахами и вкусами. Это куда важнее, чем взаимодействовать с плоским, совсем не трехмерным и в общем-то ирреальным экранным миром.
— Говорят, что некоторые приложения повышают эффективность обучения.
— Да, но в дошкольные годы маленьким детям столько всего нужно исследовать и узнать о настоящем мире, что они просто не могут позволить себе сидеть на одном месте и большую часть времени проводить, вперившись в экран устройства. Я переживаю не за то, что дети делают с планшетом или смартфоном, а за всё то, что они упускают, теряя это время!
— Я знакома с родителями, которые очень гордятся тем, что их дети-дошкольники умеют пользоваться мобильным телефоном.
— Родители, которые гордятся тем, что их маленькие дети умеют пользоваться смартфоном или планшетом, должны понять одну простую вещь: умение использовать техническое устройство не всегда свидетельствует о цифровой компетентности.