Bloomberg (США): обостряется борьба за то, чтобы стать аналогом компании Amazon в России

Пандемия коронавируса заставила миллионы россиян обратиться к услугам электронной торговли. Поскольку компания Amazon на российском рынке не присутствует, небольшая группа местных игроков ведет борьбу за доминирующее положение на рынке.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
До пандемии многие россияне предпочитали приобретать товары в обычных магазинах, но теперь все чаще совершают покупки онлайн. При этом, отмечает Bloomberg, популярного Amazon в России нет. Это означает, что идет борьба за доминирующее положение между местными игроками. Пока что шанс на победу есть у каждого.

Обостряется борьба за то, чтобы стать в России аналогом компании Amazon

Covid-19 заставил еще примерно 10 миллионов россиян обратиться к услугам онлайн-торговли, и в результате усилилась борьба за то, чтобы стать ответом страны на существование Amazon. com Inc.

Шанс на получение доминирующей позиции в области электронной торговли (e-commerce) в этой крупнейшей по территории стране в мире пока еще может получить любой из претендентов. Крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries контролирует всего 13% рынка даже после того, как объем его продаж увеличился вдвое за девять первых месяцев текущего года. В отличие от этого, на компанию Amazon приходится около половины американского рынка.

«С помощью пандемии коронавируса крупные платформы электронной торговли отбирают доли рынка как онлайн-, так и оффлайн-магазинов, — отметил Марат Ибрагимов, аналитик «Газпромбанка». — Конкуренция становится все более острой, и в будущем доминировать в этой области будут два или три игрока».

Бурно развивающийся рынок

Лидеры российской электронной торговли занимают приблизительно одну треть рынка. 

В России больше пользователей интернета, чем в Германии, во втором по значению рынке для компании Amazon. Однако укоренившиеся привычки и логистические вызовы сдерживают развитие электронной торговли в России, а также не способствуют приходу на российский рынок таких компаний, как Amazon.

После того, как президент Владимир Путин своим указом заставил магазины закрыться почти на два месяца весной этого года, в первую волну covid-19 у потребителей не оставалось других шансов, кроме как переключиться на использование электронной торговли. Согласно прогнозам исследовательского агентства Data Insight, объем электронной торговли увеличится в этом году на 44% и составит 2,5 триллиона рублей (32 миллиарда долларов).

«Когда власти страны закрыли из-за covid-19 местный рынок, мне оставалось только попробовать воспользоваться интернетом, — сказала 62-летняя Надежда Никулина, проживающая на северо-западе России и пользующаяся, в основном, услугами компании WildBerries. — Я обнаружила, что это удобно, а выбор товаров огромный».

По данным промышленного лоббиста ассоциации компаний AKIT, покупки онлайн составят в России в 2020 году всего 10% от розничных продаж, что на 6% больше показателей прошлого года. Для сравнения: в Соединенных Штатах этот показатель в 2019 году составил 16%, а в Китае — 37%.

Интернет-торговля растет не так быстро, частично, из-за сложностей, связанных с доставкой в такой большой стране. Даже национальная почтовая служба лишь недавно начала экспериментировать с доставкой на дом. Широко распространенное нежелание платить за товар до его получения — это наследие хаотичного перехода России к рыночной экономике в 1990-е годы — тоже сыграла свою роль.

Локальные рынки остаются разрозненными, и при этом существуют тысячи интернет-магазинов, среди которых есть такие традиционные ритейлеры, как магазин электроники M.Video и торгующий детскими товарами магазин «Детский мир». Тем не менее в стране происходит движение в сторону формирования рынков по типу компании Amazon.

Компания WildBerries начала работать в 2004 году как онлайн-магазин одежды, но сегодня она продает широкий набор товаров — от пищевых продуктов до электроники. Более 90% ее торговли осуществляется через сеть, состоящую из 26 тысяч пунктов выдачи по всей территории России — это самая большая распределительная сеть, если не считать национальной почты, — что позволяет клиентам провести осмотр товаров, прежде чем забрать их домой.

Есть еще три крупные компании, который могут стать составной частью российского ответа компании Amazon.

Одна из них — это AliExpress, совместное предприятие между китайской компанией Alibaba Group Holding Ltd. и базирующейся в Лондоне компании Mail.ru Group Ltd. После потери определенной доли рынка из-за длинного периода доставки заказанных товаров из Китая, она начала больше работать с местными поставщиками. Компания AliExpress субсидирует стоимость доставки и предоставляет услуги в течение одного дня на некоторые товары за счет своего партнерства с государственной почтовой службой. 

Компания Ozon, российская копия американской Amazon, которую поддерживает миллиардер Владимир Евтушенков, а также фонд Baring Vostok Capital Partners, предлагает поставку товаров на следующий день 40% жителей России. Однако доставка товаров в Сибирь может занять до пяти дней.

Ozon объявил в октябре о заявке на размещение своих акций в Соединенных Штатах для дальнейшего финансирования своего роста, а произошло это после удвоения продаж в первой половине текущего года. Компания создала сеть автоматических пунктов выдачи (drop boxes) в жилых районах, а также предлагает прямую доставку товаров на дом через своих партнеров.

Последнее место среди конкурентов занимает компания Yandex NV, на долю которой приходится 2% рынка онлайн-ритейла. Ей уже принадлежит самый популярный в России интернет-поисковик, а также крупнейший сервис по вызову такси. После завершения в этом году попытки создать вместе с компанией Sberbank PJSC торговую онлайн-площадку, Yandex продал на 1 миллиард долларов акции миллиардеру Роману Абрамовичу и другим партнерам для того, чтобы вложить больше средств в развитие электронной торговли. 

Обсудить
Рекомендуем