Американские сенаторы грозят «финансовым разрушением» паромного порта на острове Рюген, посол Китая в Берлине в ходе разногласий из-за Huawei вслух размышляет о мерах возмездия против немецких автопроизводителей. Такие радикальные угрозы показывают, что международные конфликты все больше проходят с применением экономических средств. Но у ЕС пока нет возможности отреагировать.
Это может измениться. Европейский совет по международным отношениям при поддержке немецкого и французского правительства представил предложения по «Защите Европы от санкционных мер». Над ними работали, в том числе, высокопоставленные чиновники, парламентарии и представители экономической отрасли. Предложения, находящиеся в распоряжении Handelsblatt, охватывают различные сферы — от создания экспортного банка ЕС до введения цифрового евро, чтобы стать более независимым от американской финансовой системы.
Одно предложение несет в себе особый политически взрывоопасный заряд — «совместный европейский оборонный инструмент» должен дать ЕС возможность ответить на санкции встречными санкциями — вызов для США и Китая. «В мире растущей конкуренции среди великих держав Европа должна более независимо и уверенно представлять свои интересы и ценности и во внешнем мире», — поддержал инициативу министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас (СДПГ). «Чтобы мы в Европе могли формировать нашу собственную политику, мы должны лучше защитить европейские компании от внешнего давления».
Времена, когда экономический либерализм был лейтмотивом, в прошлом. Сегодня ведущий конфликт между Китаем и США определяет международную политику, торговые отношения используются обеими сторонами с целью шантажа. Европа пока что довольно беспомощна в этой ситуации, в новой эре конкуренции держав у континента нет средств для самоутверждения. Угрозы санкций со стороны США привели к уходу европейских компаний из Ирана, приостановке строительства «Северного потока — 2», следующим на очереди может стать бизнес с Китаем.
Призывы к соблюдению международных норм не подтолкнули американских сенаторов к тому, чтобы в конфликте вокруг «Северного потока — 2» они отказались от своих угроз в отношении порта и мэра Засница. Также они не удержали Вашингтон от того, чтобы запретить европейским банкам предоставлять услуги главному обвинителю Международного уголовного суда Фату Бенсуде. Призывы в адрес Китая прекратить нечестные торговые практики и оставить попытки устрашения экономически более слабых стран остаются в Коммунистической партии Китая без внимания.
Что делать? Этот вопрос в течение прошлых месяцев обсуждался на закрытых заседаниях членами специальной рабочей группы по вопросам санкций — высокопоставленные чиновники, специалисты экономических ассоциаций и парламентарии. Результат дискуссий — ЕС должен вооружиться в сфере экономической политики, чтобы санкции не были эффективными, а также для сдерживания экономических агрессоров. «Предпочитаемой опцией ЕС в виду внешней угрозы всегда будут оставаться многосторонние усилия», — отметил Джонатан Хакенбройх, эксперт по внешней торговле Европейского совета по международным отношениям и главный автор доклада рабочей группы. «Но это не всегда реализуемо на практике». Если Китай и США задействуют в качестве оружия свой рынок, ЕС должен быть в состоянии ответить на это.
Одобрение Большой коалиции
В качестве крайней меры в докладе формулируется призыв к рассмотрению ответных санкций. Целью санкций могут стать сотрудники американских сенаторов, которые пишут санкционные законы против компаний ЕС. То же самое касается китайских функционеров, которые притесняют немецкие автоконцерны. Европейцы могут ввести, например, ограничительные меры в отношении импортируемых из Китая телефонов или временно ограничить американские концерны по производству программного обеспечения в выводе их прибыли из европейского бизнеса в США. «Инструмент направлен на сдерживание», — говорится в докладе. «Одно лишь его существование может сократить вероятность того, что другие будут прибегать к экономическому давлению на Европу, и что ЕС когда-либо прибегнет к нему».
Инициативу одобрила Большая коалиция. «Мы должны выложить на стол все «орудия пыток», а не только маленькие деревянные молоточки», — говорит Нильс Шмид, представитель фракции СДПГ по внешнеполитическим вопросам и член рабочей группы. Речь идет о том, что создать «равенство в оружии». Посыл следующий — «мы, европейцы, выступаем за свободную торговлю, но мы не дураки».
В общем-то, ВТО была основана с той целью, чтобы лишать такие экономические конфликты политической остроты и находить объективные решения. Но ВТО уже практически недееспособен. США больше не готовы придерживаться правил ВТО, а китайский лидер Си Цзиньпин хотя и говорит о мультилатерализме, но редко когда действует в соответствии с ним. Это не тот мир, к которому стремится Европа. Но это мир, в котором Европа должна найти свое место.
С созданием торговой платформы Instex ряд стран ЕС в 2019 году предпринял первую попытку обойти односторонние санкции США и спасти ядерное соглашение с Ираном. Инструмент поддержки — Instrument in Support of Trade Exchanges — должен был стать своего рода платформой для поддержания экономических контактов в обход долларового пространства, чтобы не дать США возможность ввести санкции. Но эта инициатива провалилась. Почти все компании ЕС закрыли свой иранский бизнес, риск вызвать гнев со стороны Вашингтона, был для них слишком велик.
Вариант введения ответных санкций будет теперь означать готовность к эскалации, которой ранее старались избежать. Вместе с тем, они разрушат и те принципы, которые европейцы, в общем-то, хотят сохранить. ЕС сам станет нарушителем норм — даже если лишь для того, чтобы предостеречь от нарушения норм другие державы. Именно для Германии, которая считается защитником многостороннего, основанного на нормах мирового устройства, и которая, будучи экспортной нацией, как никто другой выигрывает от свободных рынков, это очень серьезный шаг.
Поэтому неудивительно, что Берлину тяжело определиться с четким курсом. Министр экономики Петер Альтмайер не хочет политизировать экономические отношения, он придерживается старой догмы о переменах через торговлю. Геоэкономическое мышление его ведомству скорее чуждо. Совсем иначе ведет себя МИД. Ведомство Хайко Мааса хочет предотвратить участие китайского концерна Huawei в развитии немецких сетей 5G, чтобы не дать Пекину еще больший потенциал для шантажа. И недавно представленная стратегия по Индо-Тихоокеанскому региону идет в схожем направлении. Зависимость от Китая должна быть сокращена за счет расширения торговых контактов с другими азиатскими странами. И в разработке доклада о санкциях министерство иностранных дел также активно участвовало. Статс-секретарь министерства Мигель Бергер руководил первым заседанием рабочей группы.
Экономическое равновесие через сдерживания
Следующим шагом должно стать обсуждение доклада в национальных парламентах и в Брюсселе. Авторы ожидают существенных разногласий. Но ничего не делать — по их мнению, это худший вариант. Аналогия с Холодной войной поможет понять их мышление. Тогда существовала обоюдная угроза уничтожения с применением ядерного оружия — доктрина MAD. Равновесие через сдерживание между США и СССР создало стабильность, поскольку ни одна сторона не могла рассчитывать на преимущество путем ядерной эскалации. Этот принцип нужно теперь перенести на экономическую политику. Расчет следующий — если американцы и китайцы поймут, что ЕС обладает возможностью ответного удара, они даже не будут пытаться шантажировать Европу при помощи экономических санкционных мер. В определенной степени речь идет о том, чтобы создать баланс через сдерживания.
«Мы живем в то время, когда основанное на правилах устройство торговли все больше вытесняется», — говорит политик ХДС, специализирующийся на экономических вопросах, Штефан Роуэнхофф. Он также принимал участие в работе группы. «Мы должны подчиниться этой новой реальности». Из-за борьбы за власть между Китаем и США мировая экономика достигла той точки, когда «оскал» имеет намного большее значение. Речь не о том, чтобы ЕС оставил свои многосторонние подходы, они продолжают оставаться наилучшим решением, подчеркивает политик. Но: «Когда ситуация ухудшается, мы должны ответить на вопрос, какие у нас есть инструменты, чтобы защитить себя».
Схожие аргументы приводит и политик ХДС по вопросам внешней политики Андреас Ник: «Мы недостаточно подготовлены к возвращению конкуренции великих держав. ЕС не является великой военной державой, именно поэтому она должна использовать свой экономический вес». При классических торговых спорах она уже давно это делает. Например, когда торговый партнер выбрасывает на европейский рынок товары по демпинговым ценам или ограничивает импорт из Европы, ЕС наносит ответный удар — с такой решительностью и эффективностью, которая поражает даже США. Неслучайно, президент Дональд Трамп жалуется, что никто так плохо не обращается с США, как ЕС. Если смотреть под таким углом, то при попытках найти ответ на санкционные угрозы, речь меньше идет о смене парадигмы, нежели об имеющемся инструментарии, для того чтобы приспособиться к изменившимся глобальным отношениям.
В Брюсселе инициатива группы, вероятно, получит поддержку. ЕС преследует цель «стратегической автономии». «Мы сейчас работаем над укреплением экономической способности оказывать сопротивление и анализируем разные варианты», — говорит Валдис Домбровскис, комиссар по вопросам торговли и экономики. Как и авторы исследования, и ЕС хочет, чтобы его стремление к «способности оказывать сопротивление» рассматривалось не как уход от свободной торговли, а как попытка сохранить как можно дольше свободную торговлю и гарантировать европейским компаниям честные условия конкуренции.
Европейский план
Предложения рабочей группы
Политика власти всегда присутствовала в мировой торговле, но чаще всего на заднем плане. Теперь же она вышла на первый план: экономика стала оружием. В докладе рабочей группы становится ясно, что Европа должна найти свое место в этой изменившейся реальности.
Она предлагает создать инструментарий с разными экономико-политическими возможностями, чтобы сократить уязвимость Европы в геоэкономических противоречиях. Обзор важнейших мер.
Европейский экспортный банк
Американское правительство использует центральную роль доллара для оказания давления на компании — и не те, которые напрямую не ведут торговлю с США. Поэтому в докладе предлагается создать Европейский экспортный банк, который сможет предложить услуги по оплате, которые не пересекаются с американской финансовой системой. Это облегчит задачу компаний обойти американские санкции.
Конечно, экспортный банк может сам стать целью торговых санкций. Европейские страны могут сыграть на опережение и назначить в новый институт высокопоставленных членов правительств. Это повысит порог эскалации, как и цену давления и угроз.
Цифровой евро
Создание цифрового евро также преследует схожую цель. В настоящее время США пользуются доминированием доллара, чтобы иметь обзор платежных потоков европейских компаний. Это позволяет им точечно определять финансовые санкции.
В качестве ответной реакции ЕЦБ может создать цифровую европейскую платежную инфраструктуру, говорится в докладе. За счет этого сократится риск раскрытия данных о транзакциях. Таким образом, цифровой евро может способствовать укреплению «суверенитета Европы».
Новый орган ЕС
В США есть Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), а в Китае Департаменты по контролю за экспортом (SECAD) для реализации собственных интересов при помощи экономических средств. Европейского аналога до сих пор нет.
В докладе содержится призыв заполнить этот пробел. Такой новый орган для защиты экономических интересов может также стать ведомством, куда смогут обращаться европейские компании, и механизмом раннего предупреждения, информирующим о санкционных планах других стран. Также в регулярных докладах ЕС может раскрывать информацию о том, насколько велики потери ЕС из-за санкций. Это может стать основой для ответных мер.
Ответные санкции
Пока что ЕС придерживается тактики отказа от эскалации. На давление он не отвечает давлением, на угрозы не отвечает угрозами, в том числе из-за того, что нет соответствующих средств. Это может измениться, если Европа добьется принятия механизма для введения ответных санкций.
Встречные санкции в зависимости от конкретного конфликта могут иметь разную форму. ЕС может ввести ограничения в торговле услугами, заблокировать потоки данных в третьих странах и ввести персональные санкции.