Укрiнформ (Украина): история не должна влиять на стратегическое партнерство и дружеские отношения между Украиной и Польшей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В интервью «Укринформу» замруководителя офиса президента Украинвы Игорь Жовква комментирует визит Анджея Дуды в Киев. Удалось ли президентам согласовать все проблемные вопросы? Насколько готовы Украина и Польша делать шаги навстречу в непростых взаимоотношениях относительно общей исторической памяти. Планируют ли польские инвесторы усиливать свое присутствие на Украине.

Несмотря на карантинные ограничения, в последнее время в мире наблюдается существенное оживление межгосударственных контактов и встреч с глазу на глаз на высшем государственном уровне. Так, президент Владимир Зеленский, начиная с пятнадцатого сентября совершил официальные визиты в Австрию, Словакию, Великобританию и Бельгию, где состоялся саммит Украина-ЕС, а на шестнадцатое октября запланирована поездка в Турцию.

В то же время одиннадцатого октября на Украину с трехдневным официальным визитом прибыл президент Республики Польша Анджей Дуда. На всех публичных встречах, происходящих между главами украинского и польского государств, они традиционно заверяли о стратегическом партнерстве и развитии добрососедских отношений, говорили о совместных инфраструктурных проектах, о расширении сети пунктов пропуска на границе и об энергетической безопасности, а также об истории и поддержке Украины в борьбе с российской агрессией.

Удалось ли президентам согласовать все проблемные вопросы межгосударственных отношений, насколько готовы Украина и Польша делать шаги навстречу в непростых взаимоотношениях относительно общей исторической памяти, и планируют ли польские инвесторы усиливать свое присутствие на Украине — об этих и других актуальных темах украинско-польских отношений Укринформ поинтересовался у заместителя руководителя Офиса Президента Игоря Жовквы.

Укрiнформ: Президент Владимир Зеленский на украинско-польском экономическом форуме в Одессе тринадцатого октября заявил о необходимости увеличения количества пунктов пропуска на границе с Польшей. Появились ли уже практические наработки в этом направлении? Речь идет только об автомобильных или и о пешеходных и железнодорожных пунктах пропуска? Как вы считаете, какое количество таких пунктов пропуска будет оптимальным?

Игорь Жовква: Развитие пограничной инфраструктуры и увеличение пунктов пропуска между Украиной и Республикой Польша является насущной задачей. Сейчас на государственной границе с Польшей существуют восемь автомобильных пунктов пропуска. Всего восемь!

Для примера, перед вступлением Польши в Евросоюз в 2004 году на польско-немецкой границе, которая по протяженности сопоставима с украинско-польской границей, функционировало сорок восемь пунктов. То есть в шесть раз больше. Цифры достаточно показательны. Кстати, только в четырех, из существующих восьми, пунктах пропуска между Украиной и Польшей введен совместный пограничный и таможенный контроль. Но, учитывая карантинные ограничения, реально не функционирует ни один совместный пункт пропуска.

Такую ситуацию мы планируем исправлять совместно с нашими польскими партнерами. Работаем с целью увеличения как автомобильных, так и железнодорожных и пешеходных пунктов. В частности, в планах — открытие нового пункта «Нежанковичи-Мальховице». Этот проект находится в процессе реализации польской стороной. Украина также заинтересована в создании пунктов пропуска «Лубня-Волосатое» и «Адамчуки-Збереже».

Стремимся как можно быстрее завершить работу по заключению соглашения о совместном пограничном контроле. На протяжении нескольких лет Украина ожидает от Польши проект нового соглашения. Надеюсь, что результаты встречи президентов в Киеве предоставят необходимый импульс для решения этого вопроса. Это, в свою очередь, будет способствовать решению проблемы очередей на нашей границе, а также облегчению процедуры пересечения для наших граждан.

— На форуме президент также напомнил о польском кредите в сто миллионов евро для улучшения инфраструктуры на границе. Кредит был утвержден правительством Польши еще в 2015 году, имеет ли Украина дедлайн для использования этих средств и создания соответствующей инфраструктуры? Сколько уже средств освоено? Какие проекты на деньги из этого кредита будут реализованы в ближайшее время?

— К сожалению, вопрос освоения польского кредита в рамках договора между правительством Украины и правительством Республики Польша в течение пяти прошедших лет не решался. Причиной этому были, в том числе, и объективные обстоятельства, в частности, необходимость урегулирования вопроса о возврате НДС исполнителю работ с польской стороны. Сейчас соответствующие законодательные акты, принятие которых способно разблокировать вопрос кредита, находятся на рассмотрении Верховной рады Украины. Но, несмотря на отсутствие решения парламента, уже с первого октября начато выполнение работ в рамках Договора, то есть техника и работники вышли на участки дороги для проведения работ по капитальному ремонту. Речь идет об автомобильной дороге Т-14-20 Яворов-Грушев и автодороге Н-22 Устилуг-Луцк-Ровно. Сейчас это является безусловным позитивом. И об этом президент Зеленский проинформировал президента Дуду.

— Владимир Зеленский в рамках визита президента Польши заявил, что в ближайшее время надеется на решение вопроса увеличения квот на грузовые перевозки по территории Польши, и призвал польских чиновников и автоперевозчиков не видеть в украинцах соперников. Можем ли рассчитывать, что польские партнеры услышат этот призыв? На какие сдвиги в вопросе квот можно рассчитывать украинскому бизнесу и когда?

— Польша является вторым торговым партнером Украины среди государств Европы. После заключения соглашения о свободной торговле наш товарооборот с ЕС постоянно растет. В то же время, имеется серьезный сдерживающий фактор. Ежегодно украинская сторона отмечает обоснованную необходимость в получении двухсот тысяч авторазрешений для грузоперевозок. Это необходимый минимум для обеспечения бесперебойного транзита грузов. Однако Польша ежегодно уменьшает количество таких разрешений. Например, в 2019 году было предоставлено сто девяносто тысяч, в 2020 году — сто шестьдесят тысяч разрешений. На следующий, 2021 год было предложено сто пятьдесят тысяч. Сложившаяся ситуация объективно ограничивает транзитный потенциал Польши и сдерживает торговлю Украины с другими странами Евросоюза. Такая ситуация является неприемлемой. Поэтому вопрос квоты на разрешения подробно обсуждался на уровне президентов Украины и Польши.

По результатам договоренностей, достигнутых в ходе визита Анджея Дуды, министры инфраструктуры Украины и Польши уже в начале ноября проведут переговоры с привлечением профильных ведомств (пограничные и таможенные службы, ассоциации автоперевозчиков двух государств). Мне известно, что отрабатывается возможность проведения рабочей встречи непосредственно на украинско-польской границе в пункте пропуска «Краковец-Корчова». Рассчитываю, что такой формат переговоров позволит украинской стороне не только предоставить убедительные аргументы в пользу сохранения согласованного ежегодного объема квот, но и совместно с польскими коллегами оценить реальную обстановку на межгосударственной границе и услышать проблемы грузоперевозчиков.

— Президент Польши Анджей Дуда пообещал на саммите «Инициативы трех морей» («Триморье»), запланированного на девятнадцатое-двадцатое октября в Эстонии инициировать вопрос сотрудничества с Украиной. На какой формат сотрудничества можно рассчитывать? Ранее отмечалось, что Украина не может присоединиться к этой инициативе, поскольку не является членом ЕС, изменилось ли что-то сейчас?

— Прежде всего следует отметить, что «Триморье» является перспективным форматом межрегионального сотрудничества по линии Адриатическое-Балтийское-Черное моря. Такой формат просто невозможно представить без Украины. Инициатива «Трех морей» — это конкретные проекты в транспортно-транзитной, инфраструктурной, энергетической и других сферах. Следовательно, взаимодействие с государствами — участниками инициативы, членами которой являются двенадцать стран Евросоюза, — предметный интерес Украины. Мы заинтересованы участвовать в формате «Триморье» и готовы вносить вклад в реализацию совместных проектов.

Кстати, такое сотрудничество уже происходит в рамках проекта по развитию транспортного коридора Via Carpatia. Путь из греческого города Салоники в литовский порт Клайпеда включает звено протяженностью семьсот тридцать километров, которое проходит территорией Польши вдоль границы с Украиной. Наше государство осуществляет строительство собственных автодорог, которые смогут присоединиться к коридору Via Carpatia. В перспективе — это пункты пересечения Ягодин и Рава-Русская в направлении Люблин, а также Краковец в направлении Жешув. Известно, что форматом «Триморье» предусматривается возможность других стран присоединиться к этой важной инициативе в качестве наблюдателей. Именно в этом заключался месседж, который озвучил президент Зеленский своему польскому коллеге. Такой статус уже имеют Германия и США. Как видите, перечень немногочисленный, но довольно мощный.

Особого внимания заслуживает тот факт, что президент Дуда, который в 2016 году был одним из инициаторов создания «Триморья», очень позитивно рассматривает перспективу привлечения Украины к этому формату. Украина открыта к обсуждению форматов и уровня привлечения к деятельности «Триморья». С помощью наших польских партнеров мы надеемся на прогресс в этом вопросе.

— Выражала ли польская сторона заинтересованность в увеличении польских инвестиций на Украину? Какие сферы являются наиболее привлекательными для польских инвесторов?

— Польские компании инвестируют в Украину, объемы таких инвестиций превышают полмиллиарда долларов. Однако вполне очевидно, что, учитывая хорошую динамику двустороннего товарооборота и географическую близость наших государств, имеющийся портфель польских инвестиций — далеко не предел. Приоритетом президента Зеленского является системное улучшение инвестиционного климата. В августе этого года был подписан закон о привлечении инвестиций, который позволяет устранить проблемы, препятствующие полноценному функционированию и дальнейшему развитию рынков капитала на Украине. Уже скоро будет принят пакет законодательства об «инвестиционной няне», который будет предоставлять уникальные налоговые льготы стратегическим инвесторам (объем инвестиций — от тридцати миллионов евро). Будут упрощены процессы строительства, подключения к электросетям, недра — и землепользование.

Следовательно, наши страны имеют значительные перспективы для наращивания инвестиционного сотрудничества. В рамках визита президента Дуды был подписан договор о конфиденциальности между Фондом государственного имущества Украины и польской Государственной нефтегазовой компанией PGNiG. Наши ожидания — увеличение объема польских инвестиций в экономику Украины. Сейчас известно о планах польской компании по инвестициям в энергетическую отрасль. Планы довольно амбициозные.

Для координирования позиций украинских и польских инвесторов и бизнес-кругов в рамках визита президента Дуды было инициировано проведение двустороннего экономического форума. Он имел свои особенности. Во-первых, акцент был сделан на транспортной, транзитной, инфраструктурной и энергетической сферах сотрудничества. Во-вторых, местом форума был избран регион Украины, а именно — Одесса. Для бизнеса Украины и Польши этот формат стал удобной площадкой для налаживания непосредственных контактов, предметного обсуждения конкретных проектов, а также для получения информации «из первых рук» относительно возможностей для приватизации на Украине.

— Глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович анонсировал встречу со своим польским коллегой в начале ноября в Варшаве. Известна ли уже повестка дня этой встречи? Какие вопросы в контексте восстановления исторической памяти в отношениях с Польшей являются приоритетными для Украины?

— Прежде всего отмечу, что вопрос общей исторической памяти является достаточно чувствительной темой. Для ее предметного обсуждения важно всячески способствовать налаживанию диалога между экспертами, историками и страноведами. Между теми, кто способен профессионально, без лишних эмоций изучать вопросы нашего общего прошлого.

Наша позиция четкая и понятная: чувствительные вопросы исторического наследия между Украиной и Польшей не должны выноситься на самый высокий государственный уровень. Следовательно, позитивным моментом переговоров на уровне президентов Украины и Польши стало согласованное решение о возобновлении полноценного диалога на уровне профильных государственных институтов.

Председатель Украинского института национальной памяти Антон Дробович и директор Института национальной памяти Польши Ярослав Шарек согласились провести переговоры уже четвертого ноября 2020 года в Варшаве. Мы поддерживаем целесообразность перезагрузки украинско-польского форума историков под эгидой институтов национальной памяти. Очевидно, что повестка дня такой встречи будет достаточно насыщенной.

Отмечу главное — нам надо помнить и знать историю, сообща отдавать дань уважения невинным жертвам прошлого и не использовать трагические страницы истории для сведения счетов или как раздражитель для наших отношений. История никоим образом не должна оказывать влияние на стратегическое партнерство, существующее между нашими государствами и нарушать дружеские отношения между нашими народами.

— Президент Владимир Зеленский на совместной с президентом Польши Анджеем Дудой пресс-конференции заявил, что Украина надеется на возобновление полного списка имен погибших украинцев на мемориальной плите на могиле воинов УПА (запрещенная в России организация — прим. ред.) на горе Монастырь близ польского города Перемышля. Как отреагировала польская сторона на такое заявление?

— Восстановление места увековечивания памяти украинцев на горе Монастырь было принципиальным вопросом. Напомню, что мемориальная плита оставалась в изуродованном состоянии с 2015 года. Президент Зеленский лично поднимал этот вопрос перед президентом Дудой, и в результате мемориальная плита была реконструирована. Конечно, мы надеялись на ее восстановление в первоначальном виде. Но расцениваем это как первый шаг. Следующим должно стать внесение этого места в Воеводский реестр воинских захоронений, как предусмотрено польским законодательством. Это позволит обеспечить надлежащую опеку этого места памяти со стороны польского государства. А дальше — кропотливая работа над тем, чтобы имя каждого человека, захороненного в этой братской могиле, было увековечено на надгробной плите. И об этом четко заявил президент Украины на встрече со своим польским коллегой в Киеве.

— В целом в течение 2014-2020 годах на территории Республики Польша было совершено не менее девятнадцати актов вандализма в отношении девяти украинских памятников и мест захоронений. Сколько еще памятников остаются не восстановленными? Каковы шансы на их восстановление?

— По данным Института национальной памяти Украины, на территории Польши существует девяносто три памятника и памятных знака, посвященные деятелям и событиям, связанным с историей нашего государства. Но при этом, разрешительные документы имеются только на двадцать два объекта. Аналогичная ситуация наблюдается и с польскими памятниками и памятными знаками на Украине. Разнятся лишь цифры: известно о двести тридцать одном объекте, сто семьдесят семь из которых установлены с нарушением процедур.

Позиция Украины проста и понятна. Осквернение могил и памятных знаков не должно оправдываться политической целесообразностью или комментариями о нарушении установленных законом процедур по установлению надгробий или памятников. Надругательство над местами захоронений и вандализм в отношении памятников — абсолютно неприемлемые практики. В совместном заявлении оба президента осудили акты надругательства над местами памяти и культурными сооружениями.

Поэтому далее институты национальной памяти и министерства культуры Украины и Польши должны проработать такой формат взаимодействия, который позволил бы легализовать все места памяти, взять их под надлежащую опеку, в соответствии с национальным законодательством двух стран, и не допускать «войны памятников» в будущем.

— Подытоживая результаты визита Анджея Дуды на Украину, как можете охарактеризовать развитие украинско-польских отношений? Какие сферы экономики имеют наибольший потенциал к росту объемов сотрудничества? Есть ли прогресс в диалоге по историческим вопросам?

— Основной и безоговорочный позитив визита — подтверждение стратегического партнерства Украины и Польши. Это означает, что Киев и Варшава настроены на сотрудничество по широкому спектру вопросов в политической, торгово-экономической, энергетической, культурно-гуманитарной, сфере безопасности и других сферах.

Однако сейчас такая настроенность не остается в виде сухой констатации пресс-релизов в СМИ. Хорошая тональность переговоров между президентами, согласованные сигналы, озвученные ими во время совместной пресс-конференции, усиленное внимание обоих государств к практической составляющей сотрудничества — все это свидетельствует в пользу настоящей перезагрузки двустороннего диалога.

Такие намерения зафиксированы и в совместном заявлении Владимира Зеленского и Анджея Дуды. Ожидаем, что по результатам встреч и переговоров с польскими партнерами мы сможем зафиксировать изменения в наполнении двустороннего диалога, оживление в сферах торговли и инвестиций, продвижение в решении вопросов, которые на протяжении многих лет оставались «на паузе».

Реализации этих задач должна способствовать и регулярная деятельность Консультационного комитета президентов Украины и Республики Польша на уровне дипломатических советников глав государств. Имею честь быть сопредседателем этого комитета от украинской стороны. Сопредседателем от польской стороны является государственный секретарь — руководитель кабинета президента Польши Кшиштоф Щерский.

Рассчитываю, что уже к концу года у меня будет возможность навестить Варшаву, где должно будет состояться очередное заседание обновленного Консультационного комитета президентов в полном составе. Мы должны согласовать календарь первоочередных мероприятий двустороннего политического диалога и определить алгоритм выполнения решений президентов Украины и Польши. Надеюсь, что отныне наш диалог в таком формате будет регулярным.

Обсудить
Рекомендуем