Все мы знаем реальную историю. Во Второй мировой Германия воевала как с западными союзниками, так и с Советами. И в конечном счете проиграла.
Но в этой серии мы ставим вопрос: что было бы, если Германия и Советский Союз каким-то образом заключили нечестивый союз и обошлись без войны друг с другом?
Смогла бы тогда прогерманская Ось, усиленная советской сверхдержавой, переломить ход войны и выйти победителем? Переходим к альтернативной истории.
1941 год. Большая часть Европы побеждена, но битву за Британию Германия проиграла. Внезапно планы меняются, и нападения на Россию не происходит.
Для этого понадобились бы крутые перемены — главным образом, искренние симпатии между немцами и Советами. Такое трудно себе представить, ведь это противоречит самой их природе, но иначе альянс не состоится. Поэтому предположим, что пакт 1939 года о ненападении, разделивший Польшу и установивший сферы влияния — только начало.
Но существовали и другие предпосылки. Гитлер временами вполне в рамках приличия отзывался о Сталине, хотя и никогда не хвалил его. В реальном мире с 1939 по 1941 год стороны заключили экономические, кредитные и технологические соглашения. Было продано огромное количество ресурсов. Германия платила деньгами и технологиями, а сама экспортировала продвинутую технику. Советы даже получили неполные чертежи немецких кораблей и образцы немецких самолетов. Одной только нефти — а это около 7 миллионов баррелей — поступило больше, чем Германия могла добыть на собственных нефтяных месторождениях. Все это было на самом деле.
По сути Советы и Германия были близки к возможности присоединения СССР к Оси. Обе стороны рассчитывали включить каждая в свою сферу влияния Болгарию и Югославию. Советы еще хотели проникнуть на Ближний Восток, пройдя через Иран в Ирак. Германии это не понравилось, и согласиться на это немцы не могли никак. Добавьте врожденное взаимное недоверие нацистов и коммунистов, плюс то, что Гитлер не считал славян за людей. Но в нашей альтернативной реальности мы допустим, что лидеры друг другу доверяют и готовы сотрудничать, дав новому альянсу шанс.
Предположим еще одну вещь: Япония и Россия скрепя сердце соглашаются насчет Сахалина и Курильских островов. Взаимное доверие здесь столь велико, что стороны даже отводят силы. Переговоры заканчиваются успешно.
Продолжаем фантазировать. После пирровой победы над Финляндией Советы делают следующий шаг. В конце 1940 года они вторгаются в Иран. И на этот раз они хотят всю страну целиком, а не только север, при занятии которого СССР позволил британцам оккупировать юг. Разъяренные британцы бросают на Ближний Восток дополнительные войска. Ирак и Сирия нейтральны, хотя и настроены пробритански.
Советы, вероятно, будут сохранять осторожность и открыто поддерживать Германию против Великобритании не станут. Как уже упоминалось, Германия нападать на СССР не планирует. В 1941 году стратегические и перспективные планы развития немецкой армии меняются. Основной упор теперь делается на военно-воздушных и военно-морских силах. С другой стороны, даже если в будущем подготовка сухопутных войск сократится, без операции «Барбаросса» значительная часть армии будет доступна для других театров военных действий.
Кампания на Балканах продолжается, как и планировалось весной 1941 года, только в ней задействовано еще больше немецких сил. Но есть один нюанс. В альтернативной реальности к немецкой кампании на Балканах присоединяются Советы. И это первый случай, когда Советы активно сотрудничают с войсками Оси. Важно отметить, что Болгария дает разрешение на проход советских войск в Грецию. По предварительной договоренности с немцами Болгария и часть Румынии попадают в сферу советского влияния. Югославия же попадает под контроль Оси — причем даже немного раньше, чем это произошло на самом деле. Советы отдают Германии всю Югославию.
Без восточного фронта Германия может перебросить намного больше сил в Северную Африку. К весне 1941 под началом генерала Роммеля собралось в несколько раз больше войск.
К тому времени советские войска занимают бóльшую часть Ирана и выходят к иракской границе. Напряжение вот-вот достигнет точки кипения. В реальном апреле 1941 года в Ираке произошел прогерманский государственный переворот. Британцы вторглись, и Германия помогала Ираку через Сирию. Но в альтернативной реальности в Ирак вторгаются Советы — с северо-востока. К тому же немецкая помощь значительно серьезнее. Британцы же вторгаются в Сирию и Ливан, и Советы в ответ отправляют туда свои войска.
Небольшое отступление. В реальности Турция преимущественно сохраняла нейтралитет. Несмотря на значительное давление, чтобы Анкара поддержала одну из сторон, в этом видео мы не будем касаться этой политики. Турция, как и в реальности, оставит проливы между Средиземным и Черным морем закрытыми для всех воюющих держав. Конфликт между британцами и советами становится неизбежным. Они сталкиваются как в Ираке, так и в Сирии, где советы сражаются бок о бок с немцами.
Британцы объявляют войну СССР, надеясь, что это побудит вступить в войну США, но Вашингтон придерживается изоляционистской политики, как это было и в жизни до декабря 1941. Без серьезного толчка вроде Перл-Харбора американцы в войну не вступят.
В то же время Германия и СССР строят планы на Вторую битву за Британию. В 1941 году Германия и СССР стремительно наращивают производство самолетов, кораблей и подлодок. Разработки и технологии передаются и продаются. Но моря по-прежнему контролируют британцы.
На другом конце планеты в 1941 году японцы все еще воюют с Китаем. В 1939 году японцы располагали в Южном Китае миллионом солдат. Но в альтернативном сценарии из Маньчжурии перебрасывается еще полмиллиона солдат. Советская же помощь Китаю не прибывает. Несмотря на ряд завоеваний, японцы увязают в китайском болоте.
К концу 1941 года немецкие авианалеты на Великобританию снова усиливаются. После Балканской кампании Германия шлет во Францию сотни дополнительных истребителей и бомбардировщиков. По самолетам на этом театре у Германии, вероятно, будет преимущество, хотя их количество все равно будет несравнимо с летом 1940 года, когда началась Первая битва за Британию. Немало самолетов оттянут на себя гораздо более крупная кампания на Ближнем Востоке и контроль над Средиземным морем. К концу Первой битвы за Британию британцы уже производили больше самолетов. И так продолжалось всю войну. Но в альтернативном сценарии скажутся продолжающиеся бомбардировки, обильные советские ресурсы и ставка на дополнительное производство самолетов. К 1942 году Германия, вероятно, обгонит британцев.
Однако британцы получат широкую поддержку со стороны США. В реальном времени по ленд-лизу за границу ушло огромное количество товаров, продуктов и вооружений. Естественно, грузы, предназначенные для СССР в этом сценарии адресата не достигнут. С конца 1941 года США отправили тысячи автомобилей, самолетов и различных товаров. Причем СССР помогали не только США. Когда стало очевидно, что немецкое вторжение провалилось, военной техникой помогали и британцы. В нашем сценарии все эти грузы пойдут в Британию. Кроме того, принимать американские корабли Британия начнет еще в 1940 году.
Пожалуй, крупнейшим краткосрочным благом для Оси станет отсутствие потерь в операции «Барбаросса». Если большинство советских самолетов, потерянных на начальных этапах войны, были устарелой конструкции, то к концу года сбивали уже современные самолеты. Для сравнения, за всю Битву за Британию британцы потеряли около 1 200 самолетов. Так что приток дополнительных самолетов и экипажей против Британии в течение 1941 года будет огромным.
Значительная часть военной промышленности Оси переключится на противокорабельные нужды. Будет производиться гораздо больше дальней авиации вроде «Кондоров» и «Мессершмиттов 110». Защищать свои конвои британцам будет все труднее. Будут производиться корабли и самолеты новой конструкции. Добавятся новые модели самолетов с большей дальностью и бóльшими топливными баками. Однако по бомбардировщикам большой дальности, и немцы, и СССР все равно будут сильно отставать. Значительное количество дальних бомбардировщиков нового типа Ось получит лишь к 1943 или 1944 году.
По подводным лодкам немцы не соперничали с Советским Союзом даже в настоящей реальности — удар немецких подлодок был направлен в основном против британского и американского торговых флотов. В начале войны было построено десяток усовершенствованных лодок класса «К», и планировалось 24 лодки класса «КУ». В альтернативной реальности в Атлантику уже к концу 1942 года их отправятся десятки или сотни.
Но мы забегаем вперед. В альтернативном 1941 году война Германии в Северной Африке идет успешнее. Британцы тоже перебрасывают туда больше сил, но им еще предстоит ожесточенная война с Советами в Ираке и Сирии. В конце 1941 года сдается Тобрук. Британцы отчаянно цепляются за Египет, но теперь их основная проблема — приток все новых вражеских свежих сил в нашей альтернативной реальности.
В Средиземноморье британские корабли изводит итальянский флот. Но что еще важнее, по всему Средиземному бассейну наступают советские и немецкие ВВС. Британский Ближний Восток становится очень зависимым от поставок из Индии и Австралии. Британцы яростно защищаются в Средиземноморье. К концу 1941 года британский флот держится контролируемых островов и побережий. Давление на Мальту нарастает. Даже в жизни корабли США сопровождали часть конвоев в Великобританию до Перл-Харбора. На фоне дополнительного давления и советской угрозы эти неофициальные вмешательства получат более широкое распространение. С учетом вышеупомянутых бомбардировок Англии, Вторая битва за Британию, по сути, уже началась. К концу года США буквально отдадут британцам тысячи самолетов и кораблей.
Наконец, в декабре 1941 года перчатки сброшены. Воодушевившись кажущейся непобедимостью Оси, японцы совершают налет на Перл-Харбор. США объявляют войну Японии, Германии, Советскому Союзу и остальным странам Оси. Как и Ось, военная стратегия США терпит ряд изменений по сравнению с реальным ходом войны. Всего за год США переключаются на войну на море и боевые действия в воздухе.
Несмотря на поражение в Перл-Харборе, США понимают бедственное положение Европы. Они направляют в Атлантику большую часть своего флота и авиации. Война в Тихом океане против Японии продолжается, пусть и меньшими силами.
В Средиземноморье Гибралтар и Мальта по-прежнему мозолят Германии глаза. Но теперь немецкое господство в воздухе упрочилось. Поэтому немцы решают пойти ва-банк и выбирают своей целью Мальту. За массированной бомбардировкой следует масштабная высадка. После тяжелых потерь Германия берет Мальту в начале 1942 года. Хотя страны Оси никак не могут выйти из Средиземного моря в Атлантику, они по крайней мере перерезали британские линии снабжения.
Британский Ближний Восток отчаянно борется за выживание. В то же время в первой половине 1942 года ослабленное присутствие США в Тихом океане приводит к тому, что японцы занимают всю Новую Гвинею и наступают дальше. Начинается битва за Мидуэй. Но поскольку сил у США меньше, результат иной. Обе стороны теряют по несколько транспортных кораблей, и Мидуэй занимают японцы. В ближайшие месяцы они захватывают Соломоновы острова и покоряют Новую Каледонию, Вануату, Фиджи, а к концу 1942 года даже Самоа.
Летом 1942 года в Северной Африке происходит сражение при Эль-Аламейне. Город сдается. В попытке предотвратить падение Египта США открывают новый фронт. Операция «Факел» происходит несколькими месяцами ранее, летом. На этот раз в ней принимает участие еще больше американских войск. При этом часть сил, участвовавших в ней на самом деле, переброшены в Тихий океан. Приток американских войск солидный, и войска быстро продвигаются в сторону Туниса. Но немцы быстро перегруппировываются. Однако благодаря помощи США Гибралтар по-прежнему вне досягаемости Германии.
С другой стороны, к концу 1942 года египетская Александрия оказывается в осаде. В Советском Союзе резко усиливается производственный потенциал — пусть и не так стремительно, как в реальности, поскольку над страной не нависает угроза гибели. Но советская армия крепнет, и в конечном счете завоевывает весь Ирак. Британцы видят, что Египет обречен, и, наконец, отступают. Новую линию фронта против Советов они устраивают в Пакистане и восточном Иране. Британские острова отрезаны от внешнего мира и парализованы, пожалуй, даже сильнее, чем они были в реальной войне 1939-1945 гг.
Наконец, советы и немцы начинают создавать обширный десантно-штурмовой флот в 1942 году. Но подробнее об этом во второй части нашей серии, которая выйдет в течение недели.
А пока — до свидания!