Подавляющее большинство немцев были рады итогам президентских выборов в США, которые лишили Дональда Трампа власти, пусть и не влияния на половину населения Америки. 45-й президент США не церемонился с Германией: он обвинял ее в скупости взносов в оборонные усилия НАТО, неравенстве в двусторонней торговле и рабском отношении к России в энергетической политике. Вся эта критика не получила отражения в программе Демократической партии и ее кандидата Джо Байдена.
Означает ли это, что с 2021 года Америка вернется к доброжелательному отношению к Германии, как это неизменно было после отказа от плана Моргентау летом 1947 года? Возможно, но не факт. Как республиканцы, так и демократы задвинули в сторону идеализм и вновь стали реалистами. Американская история полна поворотов на 90 и даже 180 градусов. Нам, французам, довелось испытать это на собственном опыте. В апреле 1917 года американцы великодушно вступили в войну на нашей стороне, чтобы спасти нас, но три года спустя отказались подписывать Версальский мирный договор. Этот шаг повлек за собой крах Лиги наций, перевооружение Германии и вторжение нацистов в континентальной Европе.
2 ноября 2020 года министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karrenbauer) или, как ее еще называют, АКК выпустила в европейской версии Politico написанную на английском языке статью под заголовком «Европа все еще нуждается в Америке». Эта публикация стала пламенным призывом в защиту трансатлантических связей. С учетом текущей обстановки в мире, где жесткое экономическое противостояние все больше набирает обороты, она справедливо просит Запад сохранить единство, чтобы защищать свои рынки, а также продвигать свои ценности и правила. Она предлагает для этого большой торговый договор США и ЕС, который сделал бы их привилегированными партнерами. Разве можно ей возразить? Нынешние разборки двух берегов Атлантики вокруг таможенных пошлин вредят обеим сторонам.
Тем не менее министр идет еще дальше. Она пишет, что «иллюзии европейской стратегической автономии должны развеяться», потому что «европейцы не смогут заменить Америку в ключевой роли поставщика безопасности». Речь идет о сильнейшем ударе по французской доктрине, которая всегда выступала за стратегическую независимость Европы. Эммануэль Макрон неоднократно подчеркивал, что Евросоюз «больше не может перекладывать свою безопасность на одни лишь США».
АКК открыто не упоминает Францию и ее президента, но пытается подорвать французские инициативы по формированию «европейского суверенитета». Во время выступления в военном училище в феврале 2020 года Макрон предложил «стратегический диалог» европейским партнерам Франции для обсуждения «сдерживающей роли французского ядерного арсенала в нашей коллективной безопасности».
Министр обороны Германии готова поделить французский авианосец и место Парижа в Совбезе ООН, но в глубине души ее не интересует гальский петух, который продолжает красоваться, несмотря на редеющие перья. Она верит только в великую Америку с ее ядерным щитом. Она не понимает, что в один прекрасный день американцы могут просто бросить ее, как сделали это с Францией в межвоенный период. Она не хочет самостоятельно укреплять оборону при содействии ближайших соседей.
Сама того не подозревая, АКК строит себе ту же иллюзию, что и Клемансо. Тот верил в американские гарантии безопасности и не разрешил Фошу занять левый берег Рейна. В мае 1940 года, когда гитлеровские войска начали вторжение, а американцы отказали в помощи, французы признали правоту генералиссимуса. Но было уже слишком поздно.