Der Freitag (Германия): дама в темно-сером

Московский Северный речной вокзал вновь предстал во всей своей красе. Это полностью соответствует путинской политике сохранения неоисторического советского наследия

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкий автор рассказывает, как в столице возрождают советское архитектурное наследие. Сначала отреставрировали ВДНХ и знаменитых «Рабочего и колхозницу». Потом взялись за ранний конструктивизм. А недавно открыли обновленный Северный речной вокзал, где бережно восстановили все приметы советского прошлого.

В Москве стоит необычайно теплая осень. Согласно народным поверьям, к 14 октября в европейской части страны, которая простирается до Урала, должен образоваться снежный покров. Однако в 2020 году в этот день в столице было от 18 до 20 градусов тепла, так что гулять можно было в легком пиджаке без пальто. И многие москвичи, несмотря на пандемию коронавируса, воспользовались долгим бабьим летом, чтобы осмотреть отремонтированное главное здание Северного речного вокзала на берегу Химкинского водохранилища у северо-западной границы города.

Ровно десять лет назад 150-метровый пассажирский терминал вокзала, введенный в строй в 1937 году, пришлось закрыть из-за угрозы обрушения. И вот теперь менее чем за 24 месяца, то есть в рекордные сроки, здание приведено в полный порядок. Даже большой парк, окружающий ансамбль, полностью рекультивирован.

Еще в 1990-е годы на восстановление портовых сооружений не было денег. Дождевая вода лилась внутрь помещений через дыры в плоской кровле, бетонные стены растрескались и находились в плачевном состоянии, на галереях росли кусты и березы. Было сразу видно, что городское правительство не вкладывает сюда ни рубля. Главное здание явно знавало лучшие времена, а тогда было в обветшалом состоянии и напоминало овдовевшую даму в темно-сером одеянии.

Порт пяти морей

При этом речной вокзал имел огромное значение для внутреннего туризма. Отсюда отходили пассажирские теплоходы в города Подмосковья. Через канал имени Москвы они могли дойти и до Петербурга или, по Волге, до Нижнего Новгорода (бывшего Горького) и Астрахани на юге России. По этим маршрутам сегодня курсируют круизные лайнеры, носящие такие гордые имена, как «Октябрьская революция», «Георгий Жуков» (советский маршал, который брал Берлин в 1945 году) или «Иван Кулибин» (конструктор карманных часов и мостов).

Речной вокзал находится на берегу Химкинского водохранилища. Еще до пассажирского терминала тут в 1932 году была возведена плотина, и вода маленькой речки Химки стала накапливаться с ноября 1936 в девятикилометровом водохранилище. Параллельно со строительством этого сооружения и 128-километрового канала Москва — Волга в период между 1933 и 1937 годами здесь заложили пристани речного вокзала.

Таким образом Москва обрела собственную портовую гавань. Благодаря каналу Москва — Волга (сегодня — Канал имени Москвы) город получил не только остро необходимую ему питьевую воду для своих жителей, которых тогда было 3,6 миллионов, но и водное сообщение с пятью морями: Балтийским и Белым на севере, Азовским, Каспийским и Черным на юге.

Главным объектом закончившейся месяц назад реконструкции стало, конечно, двухэтажное здание 150-метрового пассажирского терминала. Своими галереями, аркадами, колоннами и арками оно напоминает венецианские дворцы, а благодаря вытянутой и узкой форме кажется воздушным и легким. По крыше можно прогуливаться, а если при этом поднять голову вверх, то увидишь четырехгранную башню, украшенную по углам четырьмя белыми скульптурами, которые изображают солдата с винтовкой, матроса, южанку и северянина.

Башню венчает четырехгранный стальной шпиль, увенчанный сияющей пятиконечной золотой звездой с серпом и молотом. Само здание порта с закругленными краями, галереями, трубой и постройками на крыше похоже на корабль с каютами, палубами, трубой и мачтой. На продольных сторонах можно видеть 24 фарфоровых медальона диаметром в один метр. Рельефы на них напоминают о планах одной из пятилеток 1930-х годов: Дворец Советов, танк, сталелитейный завод и дирижабль.

Но особенно сильная ностальгия охватывает посетителей в вестибюле терминала, где яркие витражи на огромных, будто в соборе, окнах воспроизводят гербы всех бывших союзных республик.

Строительство речного вокзала в 1930-е годы совпало с периодом перехода от конструктивистской архитектуры послереволюционного времени к классицистической фазе репрезентативного строительства, которая закончилась только в 1955-м, через два года после смерти Иосифа Сталина.

Если углубиться в историю канала Москва — Волга, довольно скоро обнаруживаешь, что на строительстве этой соединительной артерии работали преимущественно заключенные. Так как в начале 1930-х годов еще не было ковшовых экскаваторов, а работы в шахтах были едва механизированы, в отдельные периоды на строительстве канала трудилось до 600 тысяч человек. Они работали только лопатами и тачками и были низведены до положения рабов. Подневольные рабочие жили во временных постройках, напоминавших полевые лагеря, страдали от болезней и от недоедания.

Смертность среди них достигала 15%, как написала газета «Новые известия», ссылаясь на теперь открытые исторические источники. На сайте компании, занимающейся эксплуатацией канала сегодня, написано, что эта водная трасса выполняет «не только эстетическую, но и просветительскую функцию». Хочется спросить, в чем же заключается эта функция, если людей, заложивших Химкинское водохранилище и построивших канал Москва — Волга, нигде даже не упоминают. Нет даже памятной доски, которая не дала бы придать их забвению. А ведь это должно быть частью памяти об истории советского строительной отрасли, достижения которой сейчас вновь привлекают внимание, а ее лучшие образцы, такие как, например, московский Речной вокзал, спасают от окончательного распада.

В политику сохранения неоисторического наследия, проводимую при Путине, вписывается и реставрация знаменитой статуи «Рабочий и колхозница» высотой 24 метра, созданной Верой Мухиной и Борисом Иофаном. Она началась более десяти лет назад на территории Всероссийского выставочного центра, также на севере столицы. Речь идет о монументальных фигурах из нержавеющей стали, энергично устремленных вперед и поднимающих над головами серп и молот.

В 2009 году скульптуру с помощью крана подняли на 34-метровый постамент, внутри которого устроили музей Веры Мухиной. Высота постамента позволяет издалека видеть монумент, который был впервые показан в 1937 году на Всемирной выставке в Париже.

Когда в 2014 году мэром Москвы стал Сергей Собянин, реставрационные работы на созданной в 1939 году Выставке достижений народного хозяйства получили новый импульс. Были отреставрированы павильоны, посвященные некогда советским республикам или отдельным отраслям народного хозяйства, например, ракетостроению и освоению космоса, химической промышленности, автомобилестроению и информатике. Территории, получившей при президенте Борисе Ельцине название Всероссийский выставочный центр, было возвращено историческое название — Выставка достижений народного хозяйства. Возникшие тут в лихие 1990-е годы павильоны и киоски временных торговцев исчезли.

В августе также закончилась реконструкция частично разрушившегося Дома Наркомфина в центре Москвы. Работы финансировались частным инвестором. Спроектированное в 1930 году архитектором Моисеем Гинзбургом в стиле раннего советского конструктивизма пятиэтажное здание находится недалеко от Садового кольца и американского посольства. Этот культивируемый в первые годы Советской России архитектурный стиль обнаруживает параллели с возникшим приблизительно в то же время стилем баухаус в Германии.

О той же эпохе напоминает и построенный в 1930 году Дом-коммуна (студенческое общежитие) на улице Орджоникидзе. Его жилые помещения, библиотеки и читальные залы долгое время были в плачевном состоянии. Сегодня обновленное здание может вновь использоваться как общежитие.

Но, как и прежде, раздается немало критики в адрес городских властей, которые подчас не обращаются с наследием советской архитектуры должным образом. Активисты организации «Архнадзор» сетуют, что город позволяет сносить уникальные здания или сохраняет только их фасады, а за ними на коммерческой основе устраивает отели, офисы и частные квартиры. По мнению активистов, история таким образом заменяется псевдоисторической патиной. Прежде всего утрачивается характер зданий. Однако главные телеканалы и московские газеты лишь изредка освещают подобную критику. 

Обсудить
Рекомендуем