В октябре 2020 года исполнилось 50 лет с того дня, когда Шведская академия заявила о присуждении Нобелевской премии по литературе Александру Солженицыну.
Нобелевская премия Солженицына связана с одним неприятным для Финляндии эпизодом.
Советское руководство настолько пришло в ярость от награды, что в 1974 году финский издатель писателя Tammi не стал переводить «Архипелаг ГУЛАГ» из-за политического давления. Этот случай — один из самых постыдных символов финляндизации.
Однако ситуация с награждением не была легкой и для Швеции. Недавно журналист Стиг Фредриксон (Stig Fredrikson), помогавший в свое время Солженицыну, назвал решения официальной Швеции настоящим позором.
Солженицын не хотел ехать за своей наградой в Стокгольм. Он боялся, что Советский Союз не даст ему вернуться к семье.
Писатель предложил провести церемонию с вручением премии в посольстве Швеции в Москве. Однако посол заявил, что никакого торжества не будет: Солженицын может зайти в кабинет к послу, где ему вручат медаль и диплом.
По словам Стига Фредриксона, это оскорбило Солженицына. Так что небольшую церемонию было решено провести в квартире его жены в центре Москвы. Сам Александр Солженицын жил за городом на даче у виолончелиста Мстислава Ростроповича, потому что советская власть запрещала ему жить в столице.
Солженицын планировал пригласить около 50 гостей, в том числе — Галину Вишневскую, Дмитрия Шостаковича, Андрея Сахарова, Святослава Рихтера, Юрия Любимова, Булата Окуджаву и Евгения Евтушенко.
То торжество так и не состоялось, потому что Советский Союз не дал секретарю Шведской академии визу. Александр Солженицын получил премию только после того, как Советский Союз выслал его из страны в 1974 году.
Тогда журналист Стиг Фредриксон, работавший в Москве корреспондентом, стал помощником Солженицына. Фредриксон передавал письма писателя в западные страны.
О причинах равнодушия официальной Швеции можно только догадываться.
По словам Фредриксона, министерство поставило на документы, рассматривающие этот вопрос, гриф секретности без срока давности. В декабре были обнародованы только документы Шведской академии.
Так что неизвестно, на каком уровне ситуация рассматривалась. Как рассказывает Фредриксон, Солженицын обвинил в произошедшем тогдашнего премьер-министра Швеции Олофа Пальме (Olof Palme).
В произошедшем нет ничего удивительного. Крупные державы, в том числе и государства, которые были крупными державами в прошлом, решают вопросы внешней политики в соответствии со своими интересами. Швеция в этом вопросе особенно искусна. В последний раз страна воевала больше 200 лет назад.
Вопреки сложившемуся образу, Швеция не всегда так благородна, как ей хочется казаться.