Хуаньцю шибао (Китай): администрации Байдена следует отказаться от термина «Индо-Тихоокеанский регион» и восстановить концепцию «Азиатско-Тихоокеанского региона»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
«Хуаньцю шибао» объясняет, чем отличаются Индо-Тихоокеанский и Азиатско-Тихоокеанский регионы друг от друга, и советует Байдену и новой администрации об этой разнице помнить. Если, конечно, Америка не хочет впустую тратить силы. Речь идет о противостоянии с Китаем, которое Трамп пытался реализовать в концепции Индо-Тихоокеанского региона.

Джо Байден начал формировать новую команду Белого дома, кандидатуры госсекретаря и советника по национальной безопасности уже определены, а дипломатическая стратегия нового правительства привлекает большое внимание. Несмотря на то, что команда Байдена придает большое значение восстановлению отношений с европейскими союзниками, безусловно, стратегический акцент будет сделан на Азию. Так как же эта новая команда будет играть свою «руководящую роль», которую она с таким нетерпением ждет? Будет ли она и дальше строить американский лагерь конфронтации с Китаем по линии Трампа или же начнет способствовать формированию широко применяемой стратегии контроля разногласий? Очевидно, что это два совершенно разных пути.

Есть две географические концепции, описывающие Азию и страны Тихоокеанского бассейна: первая — это «Азиатско-Тихоокеанский регион», а вторая — это «Индо-Тихоокеанский регион». До администрации Трампа обычно использовалась концепция «Азиатско-Тихоокеанский регион», но после его прихода к власти стала применяться практически только концепция «Индо-Тихоокеанский регион». Эти два термина теперь обладают политическим значением, но между ними есть тонкие различия: термин «Азиатско-Тихоокеанский регион» имеет больше коннотаций в области экономики и сотрудничества, тогда как «Индо-Тихоокеанский регион» напрямую ассоциируется у людей с геополитической конкуренцией и конфронтацией блоков.

Об Азиатско-Тихоокеанском и Индо-Тихоокеанском регионе часто говорили разные правительства США. Администрация Барака Обамы использовала термин «Азиатско-Тихоокеанская перебалансировка». В своих мемуарах Обама отметил, что разработка стратегии «Азиатско-Тихоокеанской перебалансировки» была нацелена на Китай. Продвижение Транстихоокеанского партнерства (ТТП) администрацией Обамы также является ключевой частью стратегии «перебалансировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Однако важнейшей опорой концепции «Азиатско-Тихоокеанского региона» стала Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Эта организация ежегодно проводит саммиты и высказывается о сотрудничестве и открытости, что в значительной степени уравновешивало геополитическую стратегию Соединенных Штатов в этом регионе. Поэтому при упоминании термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» во многих случаях все еще чувствуется конструктивный характер этой концепции.

«Индо-Тихоокеанский регион» — это совсем другое дело. Из-за грубых действий администрации Трампа эта географическая концепция превратилась в геополитическую. Хотя перед этим термином часто употребляются слова «свободный и открытый», но пока используется эта концепция, она всегда указывает на Китай. В основе концепции «Индо-Тихоокеанского региона» лежит механизм «четырехстороннего диалога по вопросам безопасности» США, Японии, Индии и Австралии. Когда эти четыре страны проводят встречи или военные учения, любые мировые СМИ связывают их действия с Китаем. В «Индо-Тихоокеанском регионе» нет подобной АТЭС организации, есть только постоянные военные учения и соглашения о военном сотрудничестве и обмене разведданными, в которых неизменно участвуют эти четыре страны. Кроме того, власти Тайваня также неоднократно клялись стать частью «Индо-тихоокеанской стратегии», и их конфронтационные настроения, можно сказать, совершенно очевидны.

В последние несколько лет Вашингтон насильно заменил термин «Азиатско-Тихоокеанский на «Индо-Тихоокеанский регион». Это делалось с целью раскола региона, содействия созданию антикитайского альянса и формирования геополитической атмосферы, в которой все местные страны должны выбирать сторону. За исключением нескольких стран, которые готовы следовать за Соединенными Штатами, чтобы усилить свое присутствие в регионе, большинство региональных держав не желают видеть подобное развитие ситуации, поэтому они очень сопротивляются внешнему давлению, связанному с выбором стороны конфликта.

Более того, «Индо-Тихоокеанская стратегия» не принесла Соединенным Штатам реальной выгоды. Подавляющее большинство государств Азиатско-Тихоокеанского региона проявили абсолютную незаинтересованность в том, чтобы внезапно стать «Индо-Тихоокеанскими странами». С одной стороны, они только для видимости идут на поводу у США в их стремлении создать группировку, а с другой, напротив, стараются урвать себе кусок пожирнее. Соединенные Штаты в основном пытаются перетянуть на свою сторону Индию, но ее отношение к Китаю больше зависит от ситуации на китайско-индийской границе, чем от пустых обещаний Штатов.

Команде Байдена следует отказаться от безрассудных поступков в рамках «Индо-Тихоокеанской стратегии», присущих администрации Трампа, которая противоречит региональным реалиям, а также прекратить использовать концепцию «Индо-Тихоокеанский региона», поскольку в ней отсутствует смысл экономического сотрудничества и она лишь способствует конфронтационному мышлению, накаляющему обстановку в регионе. Двустороннее противостояние между Китаем и Соединенными Штатами, которое доведено до предела в Азиатско-Тихоокеанском регионе, безусловно, не пользуется популярностью. Для Соединенных Штатов это равносильно движению против течения, которое никогда не принесет тех результатов, на которые надеются вашингтонские элиты.

Азиатско-Тихоокеанский регион — это место, в котором процветает сотрудничество и здоровая конкуренция. Определение Китая как противника и сосредоточение стратегического внимания Америки на сдерживании КНР приведет только к тому, что она будет долго впустую истощать свои силы. Соединенным Штатам необходимо наладить серьезную стратегическую коммуникацию с Китаем, чтобы контролировать и управлять конкуренцией между двумя сторонами, дабы она приносила долгосрочные результаты, которые были бы намного лучше для обеих стран, чем бесконечная конфронтация. Также Штатам нужно совместно с Китаем исследовать и создавать беспрецедентную взаимовыигрышную обстановку для обеих стран. Это историческая ответственность, которую должна взять на себя администрация Байдена. Если они поступят подобным образом, это станет огромной удачей для американо-китайских отношений, а также благословением для всего человечества.

Обсудить
Рекомендуем