Области военного применения ИИ
Военное применение ИИ стало глобальной тенденцией. Ожидается, что с его помощью современные армии будут достигать значительно большей эффективности в своих действиях и экономии сил и средств.
Что касается применения ИИ в случае реальной войны, то в здесь лидируют американские военные, однако Народно-освободительная армия Китая буквально «наступает им на пятки».
Китай определяет ИИ как приоритетную технологи будущего и провозглашает, что «в 2030 году он станет первым в мире в области искусственного интеллекта». Как заявляет Председатель КНР Си Цзиньпин, Китай должен сосредоточиться в этой сфере на объединении «военных и гражданских ресурсов», стремясь к «военной революции искусственного интеллекта» путем использования гражданских технологий ИИ в военных целях. В этом контексте особый упор должен быть сделан на развитии беспилотных систем (беспилотных роботов, дронов, корабельных систем и подводных лодок и т. д.). При этом китайцы уверены в том, что такая линия радикально изменит лицо будущей войны.
В общем плане, области военного применения ИИ — это личный состав вооруженных сил, это информация, это планирование и проведение операций, это управление войсками, это медицина и т. д.
С помощью установки ИИ в систему беспилотных аппаратов обеспечивается повышение их «ителлектуализации» и автономности. Это, например, снабженные ИИ надводные корабли, беспилотные подводные аппараты, роботы и т. д.
・ ИИ можно использовать во всех областях кибервойны: защите от кибератак противника, осуществлении собственных кибератак и сборе военной информации.
・ ИИ может использоваться для сбора, анализа и оценки разных электромагнитных излучений в электромагнитной войне.
・ ИИ может эффективно применяться в области информационных операций, таких как синтезирование, обработка и анализ разведывательной информации. Так, автоматические переводчики ИИ будут иметь большое значение в совместных операциях вооруженных сил Японии и США.
・ ИИ может эффективно применяться для подтверждения целей и оценки ситуаций. Это, например, системы распознавание лиц, системы оценки ситуаций на море и в космосе и т. д.
・ ИИ может использовать в военных играх, симуляторах военных операций и обучении / тренировках личного состава.
・ ИИ можно использовать в областях принятия решений и управления полем боя.
・ Его также можно использовать в логистической и транспортной сферах. Например, для создания оптимального военного плана снабжения, обслуживания и транспортировки с помощью ИИ.
・ ИИ может применяться для оценки физического и психического здоровья военного персонала на поле боя.
・ ИИ эффективен при борьбе с таким видом информационного оружия, как фейковые новости.
Как представляется такое военное применение ИИ универсально и применимо не только в США и Китае, но и в Японии.
Эксплуатация комбинаций пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов
Существует высокая вероятность того, что в то время, когда Соединенные Штаты будут пока находиться в авангарде по военному применению ИИ, Китай будет внимательно следить за тенденциями развития искусственного интеллекта в США и копировать или подражать американским наработкам.
● «Мозаичные» операции
По мере дальнейшего развития автономных дронов в будущем будет важно разработать такие тактические варианты, в которых пилотируемые и беспилотные системы работают вместе, формируя единую боевую команду в достижении поставленных целей.
Что касается работы «совместных пилотируемых и беспилотных команд», хотелось бы обратить внимание на идею «Мозаичных операций» DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency).
Беспилотная система, состоящая из нескольких автономных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), летит впереди и сбоку от пилотируемых самолетов (например, «F-35» и «F-15») и выполняет различные задачи по их поддержке (сбор информации, мониторинг угроз, радиоэлектронная борьба, тревожащие отвлекающие атаки и т. д.).
Пилоты ставят перед БПЛА все новые новые задачи и сами принимают решения о своих действиях на основе информации, отправляемой с БПЛА.
БПЛА реагирует на вновь возникающие неожиданные угрозы и создающиеся возможности, выбирая лучший вариант из заранее определенных вариантов действий по выполнению своей миссии.
● План ВВС США Skyborg.
В контексте разработки агентством DARPA «мозаичных операций», ВВС США продвигают проект Skyborg.
Skyborg иногда используется как термин для обозначения (1) ИИ, установленного в БПЛА, или (2) автономного беспилотного летательного аппарата, оснащенного ИИ. Здесь он будет использоваться в смысле автономного беспилотного летательного аппарата
ВВС США рассматривают возможность интеграции системы Skyborg и пилотируемых самолетов.
Если Skyborg встроен в недорогие «одноразовые» БПЛА, пилоты, не боясь потерять их, могут направлять такие аппараты в заполненное противником воздушное пространство, избегая таким образом рисков для себя и дорогой пилотируемой техники.
ИИ может реагировать на угрозы быстрее, чем пилоты-люди.
Концепция Skyborg предназначена для работы в качестве надежного ведомого пилотируемых самолетов (например, F-35) и разрабатывается в сотрудничестве с ВВС Австралии.
Skyborg — это система, которая не является полностью расходным материалом, ее элементы могут использоваться повторно, но она предусматривает и допускает потери при работе в тяжелых боевых условиях.
В качестве кандидата для применения в системе Skyborg в июле 2020 был выбран БПЛА "XQ-58A Valkyrie", представляющий собой выполненный по технологии «стэлс» малозаметный БПЛА компании Kratos Defense & Security Solutions. По нему с компанией уже подписан соответствующий контракт.
«Валькирия» примерно вдвое меньше F-35 и стоит от 2 до 3 миллионов долларов за единицу, тогда как один истребитель F-35 стоит около 100 миллионов долларов.
Поскольку первый полет БПЛА "XQ-58A Valkyrie" в марте 2019 был успешным, впоследствии аппарат удачно выполнил еще четыре испытательных полета.
● Преимущества автономных беспилотных летательных аппаратов
Автономные беспилотные летательные аппараты могут иметь преимущества перед пилотируемыми самолетами в воздухе, на земле или в море. Они экономят затраты на оплату труда военного персонала и часто оказываются более агрессивными и настойчивыми в достижении целей, чем люди.
БПЛА не устают, ничего не боятся, не отчаиваются и не злятся. Они дешевле и меньше пилотируемых самолетов.
Им не надо защищать отсутствующих пилотов от атак противника. Их можно использовать массово.
Автономный БПЛА стал незаменимым в современной войне, поскольку научился выполнять самые различные задачи (разведка, воздушные атаки и т. д.).
В частности, отдельные типы малозаметных стелс-БПЛА действуют как «копья», прорывающиеся через сети современной противовоздушной обороны, а некоторые БПЛА предназначены для «засадных операций» и терпеливо ожидают в воздухе появления противника.
Автономный ударный дрон для подавления средств радиолокации врага может летать в воздухе несколько часов и атаковать в тот момент, когда срабатывает радар ПВО противника и происходит излучение им радиоволн.
Кроме того, сейчас разрабатываются автономные высотные БПЛА в качестве резервных каналов передачи данных при уничтожении спутников или в качестве надежной платформы лазерного оружия для перехвата вражеских ракет.
Большие БПЛА используются как авиационные заправщики и для транспортировки военных грузов. Тот же БПЛА "XQ-58A Valkyrie" также проходил испытания в качестве самолета-заправщика.
● Установка ИИ в другие беспилотные системы
Беспилотные подводные аппараты (БПА) собирают данные с сетей противолодочных датчиков в труднодоступных районах мирового океана и используют активные гидролокаторы и сонары для выполнения различных сложных и опасных задач, таких как, локация минных постановок у берегов противника и т. д. Они могут использоваться для патрулирования и для нанесения ракетных ударов по чужим подводным лодкам.
Несмотря на то, что эти проекты связаны с большими техническими трудностями, их разработка в настоящее время серьезно ускоряется.
Военные инженеры сейчас работают над тем, чтобы придать автономным роботам на поле боя максимальную механическую прочность и обеспечить их защиту путем создания высокопрочных каркасов и вооружения их различными электронными устройствами. Вполне возможно, что уже в ближайшее время такие роботы будут участвовать в специальных боевых операциях вместе с силами спецназначения.
Самое большое изменение характера современной войны происходит в результате одновременного использования множества беспилотных самолетов — т. н. «роя» или «стаи».
Стаи БПЛА в ближайшее время кардинально изменят течение военных операций. Рой обеспечивает массовость атаки, ее высокую координацию, интеллектуальное наполнение и скорость.
Ожидается, что технология управления роем БПЛА решит основные проблемы вооруженных сил Соединенных Штатах.
Хотя армия США и очень эффективна, она в то же время и очень дорога, выполняет сразу множество задач и полагается на «материнскую плату», которую нельзя заменить в случае потери в конфликте.
Например, один F-35 стоит более 100 миллионов долларов, атомная подводная лодка — 2,7 миллиарда долларов, а авианосец типа «Джеральд Р. Форд» — 20 миллиардов долларов, включая палубную авиацию. Стаи БПЛА могут заменить этих «опорные колонны» американской военной машины.
В Соединенных Штатах существует план «недорогой технологии создания роя БПЛА», который быстро, как зенитное орудие, выпускает в воздух за короткое время сотни аппаратов. Есть также мобильные системы, которые запускают многочисленные «стаи» дронов с транспортных самолетов или колесных наземных систем.
Китай — мировой лидер в области ИИ к 2030 году
Китай обозначил ИИ как самую приоритетную технологию в битве за свое превосходство над США, и в июле 2017 года объявил о «плане развития ИИ нового поколения».
В этом плане руководством КНР поставлена амбициозная цель: «Китай должен стать мировым лидером в области разработки искусственного интеллекта к 2030 году».
Председатель КНР Си Цзиньпин заявляет о том, что «лидерство в области технологий искусственного интеллекта необходимо Китаю для того, чтобы победить, в военном и экономическом глобальном соревновании» и что «Китаю нельзя полагаться в этом на импорт зарубежных технологий».
В КНР признают, что «борьба за первенство в области искусственного интеллекта — это соревнование между двумя мировыми супердержавами — Соединенными Штатами и Китаем», и в этой борьбе Китаю нужно приложить максимальные усилия для того, чтобы догнать и перегнать Америку.
Китай уже является самой передовой страной в области ИИ после Соединенных Штатов, а инвестиции Китая в ИИ превышают инвестиции США, и по ним КНР занимает первое место в мире. По количеству патентных заявок в области ИИ Китай уступает только США, а по количеству научных статей по ИИ обгоняет Америку.
У Китая есть шанс обогнать Соединенные Штаты в области искусственного интеллекта благодаря большим государственным расходам на ИИ, наличию свободно доступных объемных данных и способности привлекать к работе над ИИ самых талантливых людей.
В том, что касается военного использования ИИ, Китай заявил: «ИИ обеспечит военное превосходство над Соединенными Штатами. С точки зрения возможности использования большого массива данных и стратегии объединения военных и гражданских ресурсов, Китай имеет преимущество перед Соединенными Штатами в военном использовании искусственного интеллекта».
ИИ окажет большое влияние на будущие военные и стратегические отношения между США и Китаем. В частности, усилия Китая по усилению автономности искусственного интеллекта будут иметь большое значения для судьбы будущей «военной революции» в КНР.
Китай уже начал экспорт в другие страны вооруженных автономные беспилотных самолетов, оснащенных искусственным интеллектом для целей наблюдения.
Конечная цель — это ведение боя без участия человека?
В Китае ИИ переводит войну с «войны информаций» (термин, определяющий сутью войны информацию) на «войну интеллектов» (выражение, которое определяет сутью войны интеллект).
ИИ может помочь командирам быстро разобраться в ситуации на поле боя, а начальнику штаба Центрального военного совета — дать военным указания по наиболее эффективному использованию ИИ в стратегических военных операциях.
ИИ также улучшает качество военных игр, симуляторов, тренировок и упражнений. Это очень важно для Народно-освободительной армии Китая, у которой в последнее время отсутствует боевой опыт.
Китайские эксперты предсказывают, что «сингулярность, т. е. слияние человеческого и искусственного интеллекта на поле боя» наступит, когда ИИ и автономные беспилотные системы (беспилотные дроны, надводные корабли, подводные лодки, роботы и т. д.) получат массовое распространение.
Когда это состояние будет достигнуто, человеческий мозг может оказаться не в состоянии поспевать за скоростью принятия решений в бою, что станет делать за него искусственный интеллект.
Таким образом, армия сможет освободить людей с поля боя и позволить им взять на себя роль координатора, перепоручив основную тяжесть ведения боевых действий искусственному интеллекту. Другими словами, вывести людей из района боевых действий.
ИИ должен широко применяться в силах самообороны Японии
Японские силы самообороны значительно отстают в использовании ИИ в военных целях от США и Китая. Если такая ситуация сохранится и дальше, то не исключено, что они потерпят поражение в случае столкновения с Народно-освободительной армией Китая в «интеллектуальной войне».
Прежде всего, ИИ должен применяться во всех операциях сил самообороны в мирное время. Искусственный интеллект следует использовать для повышения эффективности и экономии труда военных.
Персонал сил самообороны должны привыкнуть к ИИ и понять важность данных, необходимых для его разработки ИИ.
Другими словами, для разработки и применения искусственного интеллекта в японской армии сейчас наиболее эффективен «восходящий» принцип.
На самом деле, для насаждения ИИ в японских силах самообороны подошел бы и обычный «нисходящий» принцип, когда инициатива и указанию поступают сверху. Для этого необходимо было бы создать в Министерстве обороны научно-исследовательский институт искусственного интеллекта и разработать стратегию его развития применительно к Японии. Однако фактом остается то, что сейчас в японском МО отсутствует как интерес, так и возможности для этого.
В вооруженных силах США каждый вид вооруженных сил имеет исследовательское учреждение по развитию искусственного интеллекта, а Народно-освободительная армия Китая имеет как минимум две крупные лаборатории ИИ.
Весьма прискорбно, что у нашего Минобороны нет ни одной лаборатории ИИ. В этой связи представляется необходимым сделать сейчас главный упор хотя бы на те наработки по ИИ, которые имеются у нас в частном бизнесе.
Параллельно с разработками ИИ для мирного времени, нам следует активно переходить к задействованию искусственного интеллекта для БПЛА, запускаемых с мобильных платформ (наземных транспортных средств, морских надводных кораблей и подводных лодок, воздушных судов и т. п.).
И армия США, и Народно-освободительная армия постоянно совершенствуют эти платформы для запуска военных беспилотных аппаратов с ИИ.
Японии следует обратить самое пристальное внимание на системы взаимодействия пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, таких как американская Skyborg. И работать они должны не только в небе, но и на суше, в водных пространствах и в космосе.
____________________________________________________________________
Ёсикадзу Ватанабэ — старший научный сотрудник Центра азиатских исследований Гарвардского университета. В 1978 году окончил Токийский университет. Далее поступил на военную службу. Служил на руководящих должностях в Министерстве обороны. Был заместителем директора Института военных исследований, заместителем начальника штаба сил самообороны, командующим восточным сектором обороны (Токио). Генерал-полковник в отставке.