Их называют «дети ГУЛАГа». В настоящее время в России их насчитывается от 500 до 1500 — цифры приблизительные. Это сыновья и дочери жертв сталинского террора, сосланных в лагеря в период с 1930-х по 1950-е годы. Рожденные в ссылке, эти выжившие, которым сейчас минимум 70 лет, требуют теперь только одного: вернуться домой в города, где родились их родители, чье имущество, и в первую очередь, квартиры, было конфисковано советскими властями после ареста. Эти дети «зеков», как называли заключенных ГУЛАГа, в большинстве своем не покидали места, где содержались их родители, даже после реабилитации, начиная с конца 1950-х годов.
И снова их надежды разбиты. Законопроект, внесенный правительством и принятый в первом чтении в Госдуме в четверг, вряд ли позволит им переселиться, как они того хотят, в Москву или Санкт-Петербург, где до депортации жили их родители. Их адвокаты и правозащитные организации, такие как «Мемориал», осуждают «бездушный, циничный и бесчеловечный» текст, который исключает два основных условия, которые позволили бы «детям ГУЛАГа», в частности, получить компенсацию. Во-первых, федеральный, а не региональный механизм финансирования, единственный, способный обеспечить переселение жертв. Во-вторых, приоритетный порядок, чтобы не ждать в длинных очередях, как для ветеранов Великой Отечественной войны, афганцев или жертв Чернобыля. Однако, согласно закону, лица, пережившие сталинские репрессии, должны быть включены в один список со всеми заявителями на получение матпомощи.
70-летняя Алиса Мейсснер живет в Кировской области в 50 километрах от лагеря, где она родилась. «Она недавно встала в очередь на жилье под номером 54.967. Таким образом, у нее практически нет шансов получить его при жизни», — говорит адвокат женщины Григорий Вайпан. «Средний срок ожидания составляет 25 лет», — уточняют в «Мемориале» на основании официальных данных.
«Предоставить им такое преимущество значило бы ущемить в правах другие категории граждан, а именно, малоимущих и ветеранов войны», — заявил заместитель министра строительства Никита Стасишин, который представлял правительственный законопроект в Госдуме. В то же время конкурирующий текст законопроекта, в котором отражены ключевые моменты, был подан двумя депутатами и его поддержали организации гражданского общества. Но в четверг Госдума его отклонила.
Теоретически право «детей ГУЛАГа» на возвращение домой закреплено в законе с 1991 года. Но подзаконные акты лишили его всякой эффективности, в частности, за счет того, что спустили решение проблемы на региональный уровень. Бюрократическая инертность и отсутствие финансирования привели в итоге к тому, что за 30 лет только несколько сотен семей, вероятно, воспользовались своим правом на возвращение.
Прекратить антисоветскую риторику
В последние недели произошла сильная мобилизация против правительственного законопроекта. Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына, а также около 100 московских депутатов обратились с просьбой об изменении текста. Более 80 000 человек подписали петицию в пользу «детей ГУЛАГа». Два специальных докладчика ООН выразили свою крайнюю обеспокоенность «сохраняющимися последствиями политических репрессий советской эпохи» и настаивали на том, чтобы решение было найдено в течение двух лет. Увы, «принятый в первом чтении законопроект является актом саботажа в отношении Конституционного суда», — заявил Вайпан, один из сторонников альтернативного проекта, отклоненного депутатами. Тем не менее, адвокат и НПО намерены продолжать борьбу в преддверии второго чтения в конце декабря или в январе.
В целом дело отражает растущее безразличие к сталинским преступлениям в России и даже сокрытие этих антисоветских «пятен» в национальной истории, восхваляемой Владимиром Путиным. «Пора положить конец антисоветской риторике, которая более или менее открыто продолжается в обществе», — заявил депутат Николай Рыжак в четверг во время обсуждений в Госдуме.