Волна критики в социальных сетях — как со стороны простых граждан (кто-то провел параллели с распределительной шляпой из Гарри Поттера), так и со стороны церкви, которая сочла «колдовскую» шляпу чуть ли не надругательством над верой и традиционным образом рождественской елки.
В итоге вчера организаторы новогодней ярмарки в Киеве решили демонтировать шляпу. Вместо нее будет водружена звезда. А до открытия главной елки страны осталось всего пять дней — ее должны зажечь в День святого Николая, 19 декабря. Теперь организаторы рискуют не уложиться в срок — всю концепцию новогодней ярмарки придется переделывать.
«Страна» поговорила с автором идеи шляпы на елке, руководителем Folk Ukraine Игорем Добруцким. О том, не жалеет ли он, что пошел на поводу возмущенного «Фейсбук»-сообщества, во сколько обошлась шляпа и ее демонтаж. Добруцкий также объяснил, что на самом деле символизировала шляпа и что будет украшать главную новогоднюю ель вместо нее.
«Страна»: Сегодня демонтировали скандальную шляпу с елки на Софийской площади. Что вы чувствовали в этот момент?
Игорь Добруцкий: Неприятно мне было. Разочарован, что не дали довести до конца. Мы сейчас вынуждены остановить работу — все декорации были подвязаны под эту шляпу. От нее должны были отходить 300 гирлянд по всей площади, как солнечные лучи. И все это — в концепции «Волшебный лес», о которой мы заявили еще в самом начале.
— Чья вина в том, что сначала шляпу установили, а потом — убрали?
— Мне лично обидно, что я не отстоял идею. Не понимаю, что оскорбительного в шляпе нашли некоторые граждане. Это всего-навсего творчество. На новогодней елке не должно быть ни политики, ни религии — это новогодняя сказка. Нельзя ее так всерьез воспринимать, как восприняли некоторые взрослые. Мы сделали это для детей. Традиционных елок в Киеве будет десять как минимум. А одна елка должна была быть для детей. У нас же сейчас какая тенденция — либо пирамиды, либо треугольники, либо LED-экраны — вот такие елки. Хотелось сделать что-то необычное.
— Ожидали ли вы такой волны критики от людей, недовольных шляпой?
— Не ожидал. Хотя я понимаю, что каждый воспринимает мир по-своему, и стараюсь спокойно относиться к критике.
— Какой был самый странный комментарий, который вы получили?
— «Почему шишки на елке?». Это самый странный.
— А при чем тут шишки?
— Вот и я об этом. Много было странных комментариев. Много было комментариев от людей с пустыми аватарками и морем агрессии. Что это за люди — не знаю. Но приятно, что многие написали мне в личку, поддержали. У нас же сейчас время какое: медведя на елку нельзя — он русский, Деда Мороза нельзя — он советский. То нельзя, это нельзя — для творчества вообще ничего не осталось!
— И даже шляпу, как оказалось, нельзя.
— Это было авторское видение новогодней ели. И это моя ответственность.
— То есть шляпа на елке — это была лично ваша идея?
— Да, моя.
— Вы согласовывали эту концепцию с мэрией до того, как приступать к работам?
— Конечно. Мы каждый год проводим новогоднюю ярмарку. Мы дошли до пятого, третьего места в Европе и десятого — в мире. Мы в тренде и с опытом. Для того чтобы организовывать новогоднюю елку, нужно пройти конкурс и показать свое видение. И только после этого можно воплощать в жизнь свои намерения. Мы все это прошли — летом выиграли конкурс от мэрии. Нашу концепцию видела и одобрила киевская мэрия. В наших презентациях на сайте можно увидеть, что не только главная ель, но и все ели были в разных шляпах: с хвостиком вверх, с хвостиком вниз, разных цветов, и домики разные… Кстати, желающих участвовать в конкурсе немного.
— Почему?
— Чтобы вы понимали, максимальное финансирование от мэрии на проведение новогодней ярмарки — 200 тысяч гривен. Этого как раз хватает на 2-3 дня, чтобы вывезти с одной локации снег. Не с трех локаций, а с одной. А на все остальное нам нужно найти спонсоров, меценатов, партнеров… Это не так просто.
— А в этом году какое было финансирование от мэрии?
— 200 тысяч. И если все будет хорошо, то после Нового года мы их получим.
— То есть вы еще даже не получили эти деньги?
— Нет. Такая процедура жесткая.
— А сколько стоила та самая шляпа?
— 50-75 тысяч гривен. Планировали 50, но обошлась в 75 тысяч.
— Из чего она изготовлена?
— Из лозы. Она очень красиво подсвечивается. Цвет еще мы выбрали красивый — золотистый, чтобы он контрастировал с основной гирляндой по елке и этими 300 лучами, которые мы планировали сделать. Теперь будет максимум 140 лучей, и они будут сделаны по-другому.
— Во сколько обошелся демонтаж шляпы?
— Вы будете удивлены — 3 тысячи 700 гривен. Это работа подъемного крана за один час. Но он остановил нам работу на 2-3 дня. Мы теперь, пока не установим на верхушку звезду, не можем ничего делать. Там высотные работы на высоте 31 метр.
— А вы успеваете обустроить елку и территорию Софийской площади в срок?
— Должны успеть. Полностью мы завершим работу над елкой и ярмаркой 19 декабря, за час до открытия. Идем впритык.
— Что будет украшать верхушку елки вместо шляпы?
— Сделаем звезду. Обычную. Это компромисс — для того чтобы люди могли спокойно встретить Новый год и радоваться праздникам. Не было смысла держать оборону, вести разъяснения или переходить в нападение. Так случилось — вынуждены были пойти на компромисс с общественным мнением. Но компромисс — это всегда шаг назад. С каждым годом и наша новогодняя ель, и ярмарка становились красивее. Плюс посмотрите, какая цепная реакция пошла по областям Украины — никогда еще там не было таких рождественских ярмарок, таких новогодних елей. Никогда. И даже если после нас будет кто-то другой эту новогоднюю ярмарку делать, им придется держать планку и не опускать качество организации работ. Все равно это приведет рано или поздно к пониманию, что общественные места — для всех. Не только для определенных конфессий. Новогодний праздник должен быть нейтральным. И это должен быть продукт творчества, а не идеологии.
— И все равно ведь многие усмотрели в этой шляпе некое ведьмачество и даже надругательство над Софией Киевской?
— Да-да. А это говорит о чем? Что люди верят в ведьм. Они их боятся, или что? У Бога нет ведьм. Есть просто вера в него. А то, что касается традиций, — для этого есть места, куда люди приходят на Рождество для их соблюдения. Когда ставят Дидуха (оберег из соломы, символ Рождества. — прим. ред.). Это есть, и от этого никуда не уйти. Но это должны обустраивать и пропагандировать другие — не мы.
— Вы сами какой смысл изначально вкладывали в шляпу?
— Не было там никакого ведьмачества. У нас в сценарии написано: «Сказочная шляпа, которая приносит удачу лесным героям, которые живут под этой елкой». Когда завершатся работы, вы увидите, сколько в Сказочном пеньке живет разных героев, там есть специальные часы… Шляпа предназначалась для того, чтобы там можно было загадать желание. Но каждый в ней увидел что-то свое. Это дело вкуса.
— С чем вы связываете такое неприятие шляпы на новогодней елке?
— Очень много безработных. Стало тяжело жить. Covid-19 очень давит на психику. Все в стране очень устали, нет перемен. Все это сказывается на том, что люди ищут, чтобы им пообсуждать из того, что другие люди делают. И это же легче всего. Здесь не создавать, а разрушать нужно. А когда обществу тяжело, стереотип мышления срабатывает так: если мне плохо, плохо должно быть всем. Люди пытаются найти крайнего, кого бы покритиковать. Так устроен человек.
— Вы не жалеете, что пошли на поводу общественного мнения и убрали шляпу?
— Жалею. Но не мог поступить иначе. Мы просто не хотели развивать этот конфликт вокруг шляпы дальше. Поэтому сказали: окей, раз так, раз сказочную шляпу вы не хотите — значит будет «зірка» (звезда — прим. ред.).
— Кто принял окончательное решение по демонтажу шляпы?
— Оргкомитет Folk Ukraine, большинством мы приняли такое решение.
— То есть это не было решение киевских властей?
— Я могу вам говорить только за наш оргкомитет. Что нам говорили в мэрии — это наши внутренние вопросы. Но мы учитывали мнение всех. И фейсбука, и инстаграма, и журналистов, и Украинской православной церкви.
— А церковь тоже была недовольна шляпой?
— Да.
— Какие они аргументы приводили?
— Я их комментировать не хочу, не имею морального права (Православная церковь Украины и Совет Евангельских протестантских церквей Украины возмутились из-за шляпы, назвав ее «колдовской» и более уместной для Хеллоуина, чем для Рождества. — прим. ред.).
— Есть множество примеров намного более авангардных новогодних елок в различных странах Европы. Наверняка вы видели в центре Парижа елку конусообразной формы, которая напоминает секс-игрушку. Вы не интересовались, сносят ли там скульптуры или новогодние ели по требованию возмущенных граждан?
— Там общество просто принимает такие вещи. Все толерантны к творчеству. Никто не критикует и не требует что-то убрать с улиц, там нет. Не нравится — я не прихожу в это место. Нравится — прихожу.
— Теперь вместо шляпы на верхушку главной новогодней елке Киева будет установлена звезда. Если эта звезда фейсбуку опять не понравится — снова поменяете?
— Нет. Будет елка тогда вообще без верхушки. В мире миллион вариантов новогодних елей без верхушек. Но я думаю, что уже не будет такого недовольства. Всем должно понравиться.
— Что теперь будет со шляпой? Будет ли она выставлена на Софийской площади или где-то еще в качестве фотозоны?
— Нет. Пока не будем ее выставлять. Шляпу отвезли на склад, она находится сейчас на территории парка «Добропарк». На следующий год где-то в парке разместим шляпу как фотозону. Хотя к нам уже обращаются с предложениями выставить эту шляпу в других местах. Кстати, многие теперь нам пишут — верните шляпу обратно! Но эта шляпа стала не только объектом критики, но и причиной раздора. Общество разделилось по полюсам — плюс и минус, — как у нас сейчас везде и во всем. Не стоит сейчас что-то делать с этой шляпой. Это будет неуместно.
— Как будет выглядеть звезда?
— Пока секрет. Звезду только начали создавать. Приходите посмотреть 19 декабря, в 19:00. До того времени мы звезду никому показывать не будем. Всего на площади будет четыре звезды — одна главная, на елке, и три на входах. Три уже готовы — они были запланированы изначально. А на изготовление новой звезды уйдет еще минимум три дня и 75 тысяч гривен. По цене это как еще одна шляпа.