После окончания войны перспективы проектной работы Баку с СНГ заиграли новыми красками.
Причем речь не о какой-то конъюнктурной текущей ситуации, а о развитии Содружества в качестве действенной трансрегиональной организации. Возможно ли "второе дыхание"?
Азербайджан может сыграть исключительную роль в трансформации международной организации
Ряд направлений, по которым раньше полноценное взаимодействие для Баку было ограничено в связи с карабахским конфликтом, разблокирован: это сферы безопасности, пограничного взаимодействия, мероприятий и программ в рамках взаимодействия Минобороны стран СНГ, ряд других. В последнем случае нужно отметить, что за годы существования СНГ подписана правовая база едва ли не равносильная базе ОДКБ. Другое дело, что она не применялась на практике, поэтому ОДКБ стала восприниматься как единственный формат практической реализации единого пространства безопасности постсоветского региона.
Второй момент. В плоскости ЕАЭС — СНГ давно намечено сопряжение промышленных стандартов, технического регулирования, в том числе цифровой переход, согласованные меры в рамках инфраструктурной политики в электроэнергетике и на транспорте. К примеру, по итогам декабрьского совета президентов подписано "Соглашение о взаимной правовой помощи по административным вопросам в сфере обмена персональными данными", это ещё один шаг на пути сглаживания барьеров в процессе цифровой трансформации.
Возникает уникальная ситуация. Азербайджану нет необходимости вступать в ЕАЭС и ОДКБ, однако практическая работа внутри Содружества может быть поднята на уровень орбиты более тесного партнерства, в рамках двух- и многосторонних проектов.
А это, в свою очередь, меняет оценки перспектив организации в плане эффективности трансрегиональной интеграции.
Кроме того, соглашения, которые обсуждались и были подписаны 18 декабря, в ходе онлайн-саммита, практически совпадают с параметрами азербайджанской международной повестки.
Во-первых, межпарламентское сотрудничество — здесь нет никаких проблем для дальнейшего развития современной правовой базы, обмена опытом и лучшими практиками. Председательство в СНГ перешло от Узбекистана к Беларуси в 2021 году, это два наиболее перспективных деловых партнёра Азербайджана, помимо РФ и Казахстана.
Межпарламентская ассамблея СНГ — важная площадка для взаимодействия
Общая политика относительно сдерживания распространения идей "пересмотра" истории, память общей борьбы с нацизмом — это, можно сказать, две идеологические скрепы СНГ. Можно вспомнить дебаты между Алиевым и Пашиняном в ходе совета глав в декабре 2019 года, где эта тема в аспекте героизации Нжде стала предметом острой критики в адрес Армении.
Именно на площадке СНГ Ильхам Алиев развенчал культ нациста Гарегина Нжде
Также серьезной темой для наращивания взаимодействия является информационная безопасность — блокирование экстремистских и радикальных сетей. Это перекликается с проблемой внутренней политической стабильности и различных дилемм поддержания балансов между свободой и безопасностью. В СНГ заметны если не единые, то очень близкие подходы, что выделяет нас в один круг стран — между радикальным тотальным контролем, как в КНР, и свободой "через край", как в северо-западной Европе.
В плане культуры и гуманитарного диалога Азербайджан имеет массу положительных заделов. 2022 год объявлен в СНГ Годом народного творчества и культурного наследия, здесь как раз отлично сыграет эффект будущего восстановленного потенциала Шуши как культурной столицы Азербайджана, развивающей карабахское музыкальное, этноприкладное и иное наследие народов региона.
На площадке СНГ Азербайджан и представит возрождение своей духовной столицы Шуши
А следующий, 2023 год — объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения. Здесь также выигрышны азербайджанские позиции — привилегированное положение российской культуры в стране может стать элементом пропаганды толерантности азербайджанского общества.
Наконец интересные подвижки в области безопасности. В декабре было подписано соглашение о "Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников СНГ".
Понятно, что прямым образом первое практическое использование такой структуры будет именно в зоне бывшего конфликта. Работы там, к сожалению, на многие годы.
МЧС начало разминирование Агдама — новое направление сотрудничества
Ещё один интересный документ — решение «О Программе сотрудничества государств — участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021-2025 годы» и решение «О Перечне формирований для включения в состав группировки пограничных и иных ведомств государств — участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах».
Собственно, само название, уже указывает на то, что применение этих соглашений возможно и даже в первую очередь необходимо в зоне ответственности российских сил Минобороны и ФСБ на линии армяно-азербайджанской границы.
Это только часть текущей, проработанной на экспертном уровне, повестки, хотя и не получившей пока практического применения.
А с какими инициативами мог бы выступить сам Азербайджан?
Один из сюжетов или сценариев развития Содружества — это укрепление трансрегиональных связей (торгово-промышленных и инвестиционных) по линии коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг". Баку мог бы предложить идею партнерства Север-Юг (INSTC Partnership).
Такая инициатива могла бы явиться полезным вкладом Баку в дело экономического объединения СНГ на более широком поле: это и "каспийская пятёрка", это и более дальние орбиты для СНГ — такие как Турция, Иран, Индия, страны Персидского залива.
Начать можно с меморандума или иной формы, где постулировать такую необходимость и ее значение для экономики СНГ.
Наконец можно продумать формы активизации идеи Алиева — "Платформа развития для Кавказа".
Алиевская концепция "Платформы развития для Кавказа" может стать основой для новой интеграции
Её можно привязать к повестке СНГ как способ синхронизации разноплановых региональных мероприятий в деле достижения максимального синергетического эффекта для экономик региона и социальной сферы.
Сделать пилотными следующие направления:
— сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
— улучшение условий и возможностей для самореализации и развития талантов;
— обмен практиками для комфортной и безопасной среды жизни;
— защита достойного труда и успешного предпринимательства;
— цифровая трансформация региона.
Таким образом Азербайджан не только вдохнёт жизнь в старые меха постсоветской социально-экономической динамики трансрегионального сближения, но и обогатится новыми лидерскими инициативами, укрепит свой собственный круг партнёрства и союзничества.