Относительно объективной истории начал Московии, которая со временем стала именоваться Россией, мы, вероятно, так и не имеем. Слишком важная и щекотливая эта тема в плане идеологическом. И слишком она мифологизирована.
Для российских правителей XVIII в. нужно было доказать «славянские корни» своего государства. С этой целью по их заказу не только отдельные факты получали соответствующую интерпретацию, но и фальсифицировались источники, осуществлялась их «зачистка». Для чиновников Российской империи важно доказать, что их государство ведет свое начало не от Московии, которая была вассалом Золотой Орды, а от Руси Киевской — мощного государственного образования на территории Восточной Европы, где доминирующим было славянское население.
Однако даже после «зачистки» и фальсификации древних источников оставалось понятным, что современный русский этнос изначально создавался не на славянской, а на финской основе. И только миграция, в частности культурная, с территории современной Украины, Беларуси, а также Новгородщины, которая была насильно присоединена к Московии, придала этому этносу славянское лицо. Заметная роль в этом принадлежала выходцам с Волыни, которые способствовали становлению Московии, в частности развитию в ней религиозной жизни, военного дела и культуры.
ПЕТР РАТЕНСКИЙ — МОСКОВСКИЙ СВЯТИТЕЛЬ
Выдающимся церковным деятелем, который сыграл важную роль в развитии церковной жизни в Московии, был Петр Ратенский, которого вскоре после смерти канонизировали. Родился он на Волыни — так по крайней мере говорит его «Житие». Точная дата рождения неизвестна. Но можно предположить, что это были 70-е гг. XIII в. — как раз то время, когда на Волыни правил князь-философ Владимир Василькович, во времена которого заметно развилась образование и культура в крае. Петр Ратенский имел возможность получить хорошее образование. Судя по всему, он был из состоятельной и культурной семьи. В возрасте семи лет будущий митрополит начинает «учиться книгам», а в двенадцать идет в монастырь, где учится иконописи. Со временем он становится известным иконописцем. Некоторое время Петр был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря на реке Рате. Судя по всему, он названия этой реки он и получил свое прозвище. Рата — это небольшая река, впадающая в Западный Буг. Она протекает в основном на территории нынешних Жовковского и Сокальского районов. Сейчас эти земли воспринимаются как территорию Галичины. Но в древние времена они принадлежали к Белзскому княжеству, которое тяготело к Волыни, в его стольному граду Владимиру.
То есть детские и юные годы Петра Ратенского были связаны с Волынью, где он вырос и сформировался. В то время Волынь была частью государственного образования, которое в литературе часто именуется Галицко-Волынским княжеством, хотя его следует называть Руським королевством. Это были непростые времена. Большинство земель бывшей Киевской Руси оказалось в зависимости от власти татарских ханов. Что касается Руського королевства, то его правители пытались дистанцироваться от Золотой Орды. Когда правителем этого государства был Юрий Львович (1252 / 1257-1308), королевством фактически проводилась самостоятельная политика. Показательно, что Юрий Львович для определения своего властного положения использовал латинский титулатуру «regis Russiae, principis Ladimiriae» («король Руси, князь Владимирии»). То есть позиционировал себя как независимого правителя.
Петр Ратенский жил как раз в то время, когда правил в Руськом королевстве Юрий Львович. Последний проводил свою церковную политику, которая предусматривала самостоятельность в плане религиозном земель его государства. В 1303 году он делает шаги по созданию в Руськом королевстве своего религиозного центра — Галицкой митрополии.
Незадолго до этого, в 1299 году, двор Киевской митрополии, то есть митрополии Руси, был перенесен из Киева во Владимир-на-Клязьме. В историографии распространено такое мнение, что это было вызвано тем, что Киев был разрушен татарами. Однако контекст этого события представляется несколько иным. Митрополичий двор из Киева во Владимир-на-Клязьме был перенесен не из-за «разрушения Киева». В то время бывшая столица Руси постепенно восстанавливалась. И митрополит здесь мог вполне находиться. В конце концов, полвека после разрушения Киева Батыем двор продолжал находиться в Киеве. Но в последние годы XIII в. обостряется борьба между золотоордынским ханом Токтой и ханом Ногаем, который, кочуя со своими ордами в нынешних степях Украины, контролировал и Киев, и киевского митрополита. Ногай, фактически, с семидесятых годов. XIII в. стал независимым правителем. Он даже чеканил свою монету.
Татарские ханы, которые предоставили православной церкви большие привилегии, рассматривали ее как один из важных рычагов своего влияния на руських землях. Токта, который собирал силы для борьбы с Ногаем, был заинтересован в «переносе» митрополичьей резиденции из Киева во Владимир-на-Клязьме — город, который находился в пределах влияния ханов Золотой Орды.
В 1305 умер киевский митрополит Максим. Соответственно, встал вопрос об избрании и посвящении нового митрополита. Началась борьба за митрополичью кафедру. Одним из претендентов стал Петр Ратенский, который был ставленником Юрия Львовича. Разумеется, руський король, имея «своего митрополита», мог бы распространить влияние на руськие княжества, находившиеся под властью Золотой Орды.
В 1308 году константинопольский патриарх Афанасий посвятил Петра Ратенского в митрополита Киевского и всея Руси. Однако в том же году умер Юрий Львович. Следующие правители королевства Руського не были так деятельны, как этот правитель.
Положение Петра Ратенского не было простым. Ему необходимо было найти поддержку со стороны руських правителей. Он надеялся сохранить свою духовную власть на руських землях. Сначала Петр Ратынский посетил Киев и Галичину. Однако он должен был заручиться поддержкой князей северо-восточной Руси, которые находились под большим влиянием Золотой Орды. Без поддержки золотоордынских ханов Петру Ратенскому было бы сложно удержаться на митрополичьей кафедре. В 1309 году митрополит поехал во Владимир-на-Клязьме, но там к нему враждебно отнесся местный князь Михаил Ярославич.
Однако Петр Ратенский нашел поддержку у московского князя Юрия Даниловича. Вообще, Москва в то время не была сильным властным центром. Однако ее князь пытался подняться. Он искал поддержку со стороны хана Узбека, который оказался на золотоордынском престоле в 1313 году. Юрий Данилович в 1317 году женился на сестре Узбека. Он получил ярлык (разрешение) на сбор дани для Золотой Орды. Петр Ратенский, со своей стороны, тоже искал поддержку хана Узбека. Все это делало его союзником московского князя. Поэтому митрополит часто бывал в Москве.
Здесь начали строить первый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который освятил Петр Ратенский. Это, кстати, была первая каменная постройка в тогдашней Москве! Сама же Москва была небольшим городом с деревянной застройкой. В течение шести веков Успенский храм московского кремля был государственным и культовым центром Московии, а затем России. Здесь освящали князей, венчали на царство, короновали императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов и тому подобное.
Петр Ратенский показал себя талантливым церковным администратором. По крайней мере он в непростых условиях сумел сохранять духовную власть, единство Киевской митрополии.
После себя митрополит оставил определенное культурное наследие. Прежде всего он известен как иконописец. Его даже считают основоположником московской школы иконописи. Исследователи придерживаются мнения, что митрополит Петр способствовал проникновению западноукраинского влияния в русское изобразительное искусство.
Известен он и как книжник-писатель. До нас дошло шесть посланий Петра Ратенского. Хотя их могло быть и больше. В них он часто обращался к этической проблематике, осуждал греховное поведение. Представлял мир полным «неизреченной» красоты. Но эту красоту хотят испортить «сатанинские дела». К ним относил идолослужение, обман, гнев, зависть, злость, ненависть, разбои, татьбу, чревоугодничество, пьянство, оскорбления, бесовские песни и танцы, хуление, срамословие, волхвование (колдовство), убийство детей, гордость, обман, нарушение клятвы.
Умер Петр Ратенский в Москве в 1326 году и был похоронен в Успенском храме. По свидетельству его «Жития», митрополит, зная о приближении смерти, раздал свое имущество нищим, священникам, монахам и монахиням, «всем церковникам и домочадцам». То есть завершил путь благочестивым христианином — так же, как князь Владимир Василькович, о котором говорилось выше.
ДМИТРИЙ БОБРОК-ВОЛЫНСКИЙ — ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОЛКОВОДЕЦ МОСКОВИИ
О Дмитрии Михайловиче Боброке-Волынском знаем немного. Как, кстати, и о многих других деятелях нашей средневековой истории. Принадлежал он к княжескому роду Гедиминовичей-Кориатовичей, у которых было литовское происхождение. Однако Кориатовичи укоренились в Украине, в частности на Подолье.
Эта князья развивали подольскую землю, основали здесь ряд городов, построили замки в Смотриче, Бакоте, Виннице, Каменце и тому подобное. Кориатовичи даже претендовали стать владельцами почти всех украинских земель. Они сыграли не последнюю роль в разгроме татар в битве на Синих Водах в 1362 году, которая предшествовала Куликовской битве 1380 года.
Некоторые Кориатовичи оказались на Волыни. Таким, в частности, был Дмитрий Михайлович. Отсюда его прозвище — Волынский.
Можно не сомневаться, что молодые годы Дмитрия Михайловича прошли в Волынском крае. Здесь он вырос, освоил ратное дело. Не исключено, что Дмитрий Михайлович участвовал в битве на Синих Водах. Но по каким-то причинам покинул родную землю. Почему это произошло — можем только догадываться. Возможно, наследственный удел, доставшийся ему, не был богат и велик. Кстати, у отца Дмитрия было десять сыновей. И, конечно, каждый претендовал на долю отцовского наследства.
Как это часто тогда случалось с малоземельными князьями, они искали себе службу у более богатых правителей. И вот тогда Дмитрий отправился служить князю московскому. С 70-х гг. XIV в. его имя фиксируется в московских документах. Он становится советником князя Дмитрия Ивановича (Донского) по военным вопросам.
Российские исследователи И.Б. Греков и Ф.Ф. Шахмагонов дают следующую??характеристику этому полководцу: «За Дмитрием Волынским неизменно остаются дела ратные, а на Куликовом поле ему было доверено руководство всем сражением. Он нигде не обозначен иначе как воевода,…но природа средневекового боя такова, что тот, кому отдан под начало резерв, тот и руководит боем. Резерв, засадный полк, был поставлен под началом Дмитрия Волынского. Это ли не знак того, что всеми ратными делами в Москве занимался Дмитрий Волынский?…Стало быть, мы имеем право предположить, что именно он играл ведущую роль в переустройстве московского войска, в подготовке его к решающей схватке с Ордой».
Эти же исследователи указывали, что Боброк-Волынский, воспитанный на военных традициях, которые существовали в западноукраинских землях, принес много нового в военное дело Московии. Якобы благодаря ему в московском войске начали более широко использовать пехоту. Это стало одним из факторов, который обеспечил победу на Куликовом поле в 1380 году.
Действительно, реально войсками Московии во время этой битвы командовал не так великий князь Дмитрий, прозванный позже Донским, как другой Дмитрий — Боброк-Волынский.
Вероятно, не стоит переоценивать значение Куликовской битвы, как это делает российская историография. Это было одно из столкновений между правителями на большом золотоордынскому пространстве. И все же это событие показало противостояние между руськими силами и татарами.
Дмитрий Донской высоко ценил Боброка-Волынского. Об этом, в частности, говорит факт женитьбы этого полководца на сестре московского князя. Нам не известно, как закончил жизнь этот славный стратег. Однако он начал род Волынских в Московской земле. В первой половине XVIII в. род достиг наивысшего подъема, а его представители занимали высокие должности в Российской империи. Например, таким был Артемий Петрович Волынский — кабинет-министр царицы Анны Ивановны.
ВОЛЫНЯНИН АНДРЕЙ РУБЛЕВ?
Андрей Рублев (ок. 1375-17.10. 1428), бесспорно, — одна из важных фигур русской культуры. Известен он как выдающийся иконописец. А его иконы, в частности знаменитая «Троица», считаются шедеврами мирового значения. Собственно, нет особой необходимости рассказывать о творчестве Рублева. Об этом иконописце в России немало писали и пишут, в основном концентрируя внимание на характеристике его икон и фресок. Однако российские искусствоведы, заявляя, что творчество Рублева сформировалась на почве художественных традиций Московского княжества, игнорируют тот факт, что и по своей колористике, и по своим светлым, оптимистичным «настроениям» иконы и фрески этого живописца явно дисгармонируют с тогдашней московской иконописью, да и с русской живописью в целом. В то же время эти иконы удивительно гармонируют с волынской иконописью. Достаточно посетить Музей волынской иконы в Луцке или Острожский краеведческий музей, где находятся иконы Острожской школы, чтобы заметить определенные «рублевские мотивы». Не забывайте, что волынским иконописцам в Московию проложил дорогу еще Петр Ратенский. Не исключено, что Рублев мог попасть из Волыни в Московию благодаря Дмитрию Боброку-Волынскому. Ведь эти два человека жили примерно в одно и то же время.
Говоря о Рублеве, исследователи не могут ничего сказать ничего определенного о его происхождении — откуда он, кем были предки иконописца. Высказываются предположения, что Рублев родился в Московии или в Новгородской земле и что, возможно, его родители были ремесленниками, а его фамилия происходит от слова «рубель» — инструмента, который использовали ремесленники для накатки кож.
Еще на один момент стоит обратить внимание. Рублев, став монахом, придерживался исихастских взглядов, в частности практиковал молчание. Исихазм, как религиозно-философское аскетическое течение, было широко распространено в Болгарии в XIV в., оттуда он проник на украинские земли. Именно рубеж ХIV-ХV веков — это период утверждения этого течения в Украине. Собственно, исихазм может рассматриваться еще как один аргумент украинского или волынского происхождения Рублева.
Но самым веским аргументом в пользу этого все же является упоминавшаяся колористика икон и фресок живописца.
Мы остановились лишь на некоторых, достаточно известных личностях волынян, которые повлияли на развитие церковной, политической и культурной жизни Московии. На самом деле таких личностей было гораздо больше. В конце концов, один из самых известных в мире русских писателей Федор Достоевский имел Волынское корни. Ведь родовое село его предков, Достоево, находится на Волынском Полесье.
Петро КРАЛЮК, доктор философских наук