Достроить «Северный поток — 2» технически возможно, но его не смогут запустить в эксплуатацию, пока не снимут американские санкции. Об этом в комментарии изданию «Гордон» заявил экономист, бывший заместитель министра финансов РФ и экс-председатель Центрального банка России Сергей Алексашенко.
«Когда любая компания выходит на публичные рынки, выпускает облигации, продает акции и даже заключает частные сделки, пишутся заявления о рисках. У „Газпрома", уверен, много разных рисков указано в подобном заявлении. Покупателями его облигаций могут быть иностранные инвесторы, которые в случае чего (например, „Северный поток — 2" не построят) могут предъявить иск. Чтобы защитить себя от судебных исков, эмитенты акций и облигаций предупреждают о возможных рисках. Поэтому и „Газпром" об этом написал в меморандуме. К этому нужно относиться не как к заявлению Российской Федерации, официальной позиции „Газпрома", а как к защите от возможного судебного преследования», — пояснил Алексашенко.
Он подчеркнул, что новые американские санкции закрыли все лазейки для российского газопровода.
«В США последовательно принимали несколько волн санкций в отношении „Северного потока — 2". И, похоже, последняя волна, заложенная в оборонном бюджете на финансовый 2021 год, лазеек не оставила. Предыдущие санкции можно обойти, ведь под них не попадала сертификация и страхование. Было понятно, что если Россия своими силами достроит газопровод, то в принципе его можно запустить. В последнем законе все опции перекрыты», — сказал экономист.
По его мнению, сегодня есть основания полагать, что «Северный поток — 2» не запустят.
«Построить газопровод технически возможно, но чтобы запустить его, международные компании, пользующиеся репутацией в мире, должны выдать сертификаты и застраховать. Но никто не станет этого делать. Мы уже слышали, что сертифицирующая компания из Норвегии отказалась, швейцарская страховая компания тоже. А российские страховые компании вряд ли будут приниматься в расчет. Все это ставит серьезный барьер не столько на пути завершения строительства, сколько запуска „Северного потока — 2". Мне кажется, новые санкции заставили юристов „Газпрома" всерьез задуматься. Если моя интерпретация американских санкций справедлива, то Россия может своими силами достроить газопровод (если Дания и Германия не отзовут разрешения), но этот газопровод нельзя будет запустить в эксплуатацию, пока не снимут американские санкции», — подчеркнул Алексашенко.
Отказ от запуска газопровода, по словам экономиста, приведет к значительным убыткам.
«Стоимость газопровода около 10 миллиардов евро. Половина денег — средства самого „Газпрома", половину он взял в долг у европейских газовых компаний. Таким образом, если газопровод не будет запущен, „Газпром" должен будет признать свои убытки в размере 5 миллиардов евро. Убытки „Газпрома" в год их признания уменьшат прибыль компании и, следовательно, на половину этой суммы уменьшатся дивиденды акционерам. Правительство России владеет 50% акций „Газпрома", на его долю придется 1,25 миллиарда евро недополученных в тот год дивидендов. Кроме того, на балансе „Газпрома" останется долг в 5 миллиардов евро, который нужно будет погашать», — сообщил собеседник.
Он отметил, что российский бюджет не заметит недополученных доходов, если газопровод так и не запустят.
«Если предположить, что долг будет погашаться на протяжении 10 лет за счет уменьшения прибыли, то ежегодно примерно 500 миллионов евро будет направляться на выплаты (без процентов). Половина прибыли идет на дивиденды — это 250 миллионов евро. Доля государства 50%. Следовательно 125 миллионов евро (если период погашения кредита будет меньше, скажем, пять лет —250 миллионов евро в год) составят потери в виде недополученных российским бюджетом дивидендов. Это не настолько критично, как кажется. 10 миллиардов евро потерять, конечно, неприятно, но „Газпром" после этого банкротом не станет, [главу компании Алексея] Миллера за это с должности не снимут, а российский бюджет просто не заметит недополученных доходов», — резюмировал Алексашенко.
19 января стало известно, что «Газпром» впервые допустил возможность приостановки реализации или полной отмены проекта «Северный поток — 2». Об этом говорится в меморандуме к новому размещению бондов холдинга.
Строительство газопровода заморозили, поскольку в декабре 2019 года США ввели санкции против европейских подрядчиков, участвующих в проекте.
11 декабря 2020 года строительство газопровода возобновили. В тот же день Сенат США вслед за Палатой представителей поддержал проект оборонного бюджета страны на 2021 год, который предусматривает ужесточение санкций против «Северного потока — 2», однако американский президент Дональд Трамп ветировал его. В Конгрессе США отклонили вето Трампа. «За» проголосовал 81 сенатор, «против» — 13.
Избранный президент США Джо Байден, по данным СМИ, занял жесткую позицию по «Северному потоку — 2». Он хочет навсегда остановить этот проект, писала немецкая газета Bild. Президент России Владимир Путин надеется, что администрация Байдена не станет препятствовать стройке газопровода.
Немецкое агентство dpa 28 декабря сообщило о завершении работ по строительству участка трубопровода «Северный поток — 2» протяженностью 2,6 км в исключительной экономической зоне Германии.
18 января стало известно, что строительство газопровода в водах Германии приостановили из-за жалобы экологов.
19 января правительство США ввело санкции против российского судна «Фортуна», которое задействовано в строительстве газопровода «Северный поток — 2», и его владельца, компании KVT-RUS.