Al Arabiya (ОАЭ): Россия и будущая политика США на Ближнем Востоке

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Известный российский востоковед Виталий Наумкин в своей статье для «Аль-Арабии» размышляет, какой будет политика Байдена на Ближнем Востоке. То, что в первый день своего президентства он сделал знаковый шаг, изменив название дипмисси в Израиле, говорит о его политических приоритетах. Но возможен ли успех урегулирования без России?

В настоящей статье я попытаюсь вкратце обрисовать политику Джозефа Байдена на Ближнем Востоке после его вступления в должность президента.

Вероятно, при нем внешняя политика США не будет такой персонализированной, как это было при Трампе. Она будет иметь более институциональный и даже в некотором смысле прагматичный характер, а также основываться на оценках команды высокопрофессиональных политиков и экспертов. Вместе с тем она не будет лишена разного рода идеологических посланий, окрашенных в цвет прав человека. Разумеется, это в полной мере относится к политике команды нового хозяина Белого дома на ближневосточном направлении.

В целом, Москва критикует то, что американцы делали на Ближнем Востоке. Как однажды выразился Сергей Лавров, они вели себя в этом регионе как слон в посудной лавке. Однако прогнозы остаются туманными. Как заметил Федор Лукьянов, профессор Высшей школы экономики, Трампа можно назвать «самым миролюбивым президентом США за десятилетия, пожалуй, со времен Рональда Рейгана».

Насколько точна эта оценка? В период своего президентства Трамп действительно не развязал ни одной войны, предпочитая использовать финансовые и экономические рычаги давления на оппонентов, врагов и конкурентов (а иногда и на друзей и союзников, если они не действовали так, как он считал нужным). Ключевое место в его арсенале занимали санкции. Более того, время от времени он давал обещания относительно сокращения военного присутствия или даже вывода американских войск из ряда стран Ближнего Востока, хотя они не всегда выполнялись на практике. Другими словами, бывший президент Соединенных Штатов не отличался тягой к интервенциям, не говоря уже о безудержных вмешательствах эпохи Буша-младшего.

Сегодня в российском экспертном сообществе (а отчасти и в международном экспертном сообществе) бытует мнение, что вопросы внутренней политики займут первое место в шкале приоритетов нового президента США, а вопросы внешней политики отойдут на второй план. Даже на глобальном уровне Ближний Восток не будет приоритетом, в отличие от сдерживания Китая и России, с одной стороны, и восстановления трансатлантического единства, с другой. Вне всякого сомнения, Байден считает эти два направления важнейшими.

Что касается ближневосточного региона, мне кажется, основное внимание Вашингтона будет сосредоточено на трех неарабских государствах. Речь идет об Иране, Турции и Израиле. Первое из них Соединенные Штаты по-прежнему будут рассматривать как врага и угрозу, и поэтому иранцев необходимо сдерживать, но не столь жестко, как это делал Трамп. В этом контексте вполне реальной кажется перспектива пересмотра решения Трампа о выходе из ядерной сделки, хотя, как очевидно, автоматического возврата к ситуации до выхода из соглашения не произойдет, на что указывает нынешняя позиция сторон.

Турция — дружественная страна и проблемный союзник, представляющий угрозу ряду союзных с Вашингтоном стран Ближнего Востока. С ней нужно будет договориться. Что касается Израиля, то это близкий друг и стратегический союзник. Несмотря на сохранение традиционного характера отношений между США и Израилем, можно с уверенностью ожидать, что новая администрация откажется от принципа безоговорочной поддержки Тель-Авива и позволит себе критику союзника, в особенности Нетаньяху, который чувствует себя неуверенно на фоне нынешней внутриполитической напряженности. Отношение Демократической партии и всех американцев, отдавших голос за Байдена, к проблеме прав человека и продвижению демократии, безусловно, может побудить нового президента Соединенных Штатов сделать Израилю ряд серьезных замечаний. В любом случае эти три страны получат наибольшую долю внимания американской администрации. Уже потом приоритет будет отдан странам Персидского залива, Египту и Ираку. Оставим на время Сирию в стороне: если учитывать фактический консенсус между демократами и консерваторами по данной проблеме, серьезных изменений в политике США на этом направлении не ожидается.

К сожалению, Трамп чрезвычайно преуспел в маргинализации ближневосточного конфликта, в частности, палестинской проблемы. Изменится ли что-нибудь при Байдене, и если да, то каким образом?

Пока неизвестно, захочет ли новая администрация привлечь к работе международный квартет посредников, чего постоянно требует российская сторона, и какой будет позиция Байдена по отношению к возможности участия арабских стран в работе этого форума. Москва поддерживает данную идею и всегда призывала Лигу арабских государств присоединиться к квартету, в связи с чем важно отметить, что после встречи с министром иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов Абдаллой ибн Заидом Аль Нахайяном министр иностранных дел России Сергей Лавров положительно высказался о роли арабского квартета посредников в составе Египта, Саудовской Аравии, Иордании и ОАЭ. По его мнению, новый и «старый» квартет могут объединить усилия, направленные на согласование условий возобновления прямых палестино-израильских переговоров. Совершенно необходимо, чтобы Россия и Соединенные Штаты возобновили тесное сотрудничество в этой области для продвижения переговорного процесса. Готов ли к этому новый американский президент, если принять во внимание его видение Москвы как главного противника Америки? Разумеется, переговоры — это хорошая идея, но разве не велика вероятность, что они будут такими же неэффективными, как и все прошлые попытки договориться и будут лишь способствовать дальнейшей израильской оккупации и ползучей аннексии?

Говорят, новая администрация предпримет любые шаги для уменьшения ущерба от политики Трампа по данному вопросу, и я хотел бы упомянуть некоторые интересные идеи, высказанные рядом западных аналитических центров. Так, в совместном заявлении от 15 декабря 2020 года Международная кризисная группа и проект «Соединенные Штаты Америки и Ближний Восток» призвали американское руководство отказаться от плана Трампа (январь 2020 года), не признавать аннексию оккупированных территорий, включая Восточный Иерусалим, возобновить сотрудничество с Организацией освобождения Палестины и повторно открыть консульство США в Восточном Иерусалиме. Кроме того, они считают необходимым активизировать усилия по снятию блокады Газы, воздержаться от переговоров с Израилем по расширению зоны поселений, а также продвигать реформы в Палестине.

В том, что касается мирного процесса, Москва руководствуется нормами международного права и резолюциями Совета Безопасности ООН. Она работает над объединением палестинцев. Тем не менее все большее число политиков и экспертов считают, что план Трампа разрушил все надежды на урегулирование конфликта на основе формулы двух государств, поскольку в нынешних условиях невозможно создать независимое палестинское государство в границах от 4 июня 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме.

Поэтому предметом дебатов сейчас является модель одного государства, хотя очевидно, что ни один переговорщик не может заставить Израиль принять эту идею. Так что можно сделать? Ряд арабских экспертов придерживается творческого подхода и призывает положить конец бесполезным спорам о создании двух государств или одного единого, и вместо этого объединить палестинцев и их сторонников в арабском мире и за его пределами для борьбы за равные права, включая право на самоопределение и демократию, в чем у них больше шансов получить поддержку из-за океана. В любом случае Израиль и международное сообщество должны уважать национальные права 7,4 миллиона палестинцев, и конфликт необходимо будет разрешить как в интересах евреев, так и в интересах арабов, проживающих в Палестине.

Обсудить
Рекомендуем