The National Interest (США): новые возможности Джо Байдена в Белоруссии

Изменения в белорусском обществе свидетельствуют о том, что будущее этой страны вместе с Европой. Соединенные Штаты должны действовать четко, но тонко для обеспечения того, чтобы реальные лидеры Белоруссии и гражданское общество были способны добиться успеха.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Группа бывших западных дипломатов, специализирующихся на теме «смены режимов» в бывшем СССР, дает советы Байдену. Они направлены на то, чтобы отдалить Белоруссию от РФ. Рекомендуются санкции против журналистов РФ, работающих против «протестного движения» в Белоруссии. Тихановской рекомендуется пока молчать о «евроатлантической» перспективе.

Президент Соединенных Штатов Джо Байден имеет историческую возможность объединить Европу и остановить волну образования диктатур с помощью создания международной коалиции в поддержку демократии в Белоруссии. В 2020 году белорусы неожиданно поставили под сомнение законность правления Александра Лукашенко. Лукашенко бесстыдным образом подтасовал результаты президентских выборов 2020 года, заявляя при этом, что он получил 80% голосов избирателей, однако ни Соединенные Штаты, ни Европейский Союз не признают его победу. Продолжавшиеся несколько месяцев протесты привели к формированию движений, участники которого требуют проведения новых выборов под наблюдением международного сообщества.

Противники Лукашенко объединились вокруг Светланы Тихановской, которая, судя по отмеченным нами признакам, одержала победу на выборах в августе. Эта женщина, бывший преподаватель английского языка и новичок в политике, сейчас получает опыт в своей новой работе. Она находит общий язык со своими западными собеседниками, а также продемонстрировала способность из-за рубежа объединять утесненных жителей Белоруссии. Хотя Тихановская находится в эмиграции и вынуждена действовать с территории Литвы, она собрала способную на многое команду под знаменем Координационного совета.

В последние годы не было лучшего шанса, чем кризис в Белоруссии, для того, чтобы лидерство Соединенных Штатов смогло обеспечить устойчивые позитивные изменения в Европе. Однако обеспечение демократических изменений в Белоруссии — задача не из легких, с учетом внутреннего сопротивления и решительной позиции Москвы, которая сказала, что в случае чего предотвратит новую «цветную революцию».

У Лукашенко, судя по всему, больше нет никаких шансов, он неспособен восстановить какую-либо власть или законность. Однако он пытается держаться за власть, несмотря на попытки Москвы найти ему подходящую для русских замену — такого человека, который сохранил бы пророссийскую ориентацию Минска. Управлять усилиями Москвы, направленными на то, чтобы не дать пробудившимся гражданам выбрать собственного лидера, тоже непростая задача. Россия продолжает оставаться ключевым геополитическим игроком в Белоруссии, нередко она играет в долгую. Вероятно, она готова рассмотреть военный вариант, на который в данной ситуации по ряду печальных причин неспособны Соединенные Штаты.

Возможно, ключевой факт состоит в том, что белорусы достаточно ясно дали понять, что они хотят иметь подотчетных лидеров, которых они сами смогут выбирать и отстранять. Более 30 тысяч мирных протестующих были задержаны с августа прошлого года, более 350 сотрудников полиции дезертировали, а простые белорусы больше не боятся открыто выражать свою оппозицию существующему режиму. Поддержка Кремлем продолжающихся репрессий может привести к тому, что белорусский народ — традиционно настроенный дружественно к России — может наконец-то развернуться в сторону Европы. Москва не может игнорировать подобных изменений в Белоруссии, тогда как Соединенные Штаты и их союзники должны последовательно поддерживать и укреплять именно эти изменения. Но делать это нужно таким образом, чтобы избежать слишком резкой реакции Кремля, а ту реакцию, что все-таки будет возникать, нужно сдерживать, купировать. Байден с его богатым опытом по продвижению американских ценностей и интересов, с его решительным намерением укреплять трансатлантические отношения, идеально подходит для того, чтобы предоставить ясную поддержку народу Белоруссии и при этом до поры до времени не бросить слишком прямой вызов интересам Москвы в области безопасности.

Дилемма Байдена формулируется так: как поддержать и укрепить оппозицию, не вызвав резкого обострения ситуации и избежав успешных действий Кремля по закручиванию гаек.

Внутренняя ситуация

Спустя шесть месяцев после проведения в Белоруссии сфальсифицированных президентских выборов образовавшееся повстанческое уличное протестное движение не демонстрирует признаков того, что оно идет на спад. Несмотря на холодную погоду и сокращение количества протестующих, Лукашенко продолжает борьбу за свое политическое выживание. Согласно большинству оценок, Тихановская 9 августа, судя по всему, победила Лукашенко на президентских выборах. Мало кто ожидал такого результата.

По крайней мере, четыре фактора способствовали появлению более мощных протестных акций. Во-первых, белорусы устали от 26-летнего правления Лукашенко. Во-вторых, этот бывший директор государственной фермы (колхоза — прим. ред.) поначалу отрицал существование covid-19, а затем игнорировал его и ничего не делал для того, чтобы защитить народ Белоруссии от пандемии коронавируса. В-третьих, Лукашенко серьезно просчитался — он избавился от кандидатов-мужчин, но позволил Тихановской заменить ее мужа в избирательных бюллетенях, рассчитывая на то, что люди не проголосуют за женщину. В-четвертых, когда сотни тысяч белорусов вышли на улицу в знак протеста против украденных Лукашенко результатов выборов, он ответил на это применением чрезмерного насилия.

Спустя два дня после президентских выборов Тихановская была вынуждена уехать в Вильнюс, в Литву, где она и находится в настоящее время. Там она организовала свой офис, а также сформировала кабинет представителей. Она провела встречи с многочисленными европейскими политическими лидерами. Она требует, чтобы в Белоруссии был проведен новый раунд свободных и честных выборов под присмотром международного сообщества.

В Белоруссии полиция продолжает использовать чрезмерную силу против мирных протестующих, в том числе против женщин и пожилых людей. Хорошо задокументированы случаи применения пыток и жестокого обращения с задержанными.

Увеличиваются опасения насчет того, что у демократического движения в Белоруссии в течение зимы закончатся деньги. Первоначально белорусы с помощью краудфандинга и онлайновых платформ собрали более 10 миллионов долларов, однако эти средства заканчиваются, тогда как возможности граждан Белоруссии сегодня ограничены. Международная помощь не может быть без труда доставлена в Белоруссию, поскольку банковские счета контролируются правоохранительными органами, а закрытие границ ограничивает возможность людей поехать в другую страну и привести наличные. Биткойны — вот каким должен быть ответ на эту ситуацию. Цифровые валюты — лучший способ поддержки демократического движения в этой стране, однако немногие оказывающие помощь международные организации способны направить большое количество средств таким образом и удовлетворить поступившие запросы. Поиск способов быстрой доставки американской помощи, передачи ее тем, кому она больше всего нужна в Белоруссии, — это один из самых значительных вызовов для администрации Байдена.

Дилемма Москвы в Белоруссии

Россия в Белоруссии все больше сталкивается с той же дилеммой, с которой она столкнулась на Украине и в Грузии в начале 2000-х годов. Москва понимает, что Лукашенко утратил легитимность, однако она не может допустить мысли о том, чтобы народу Белоруссии было разрешено самому уйти из русского мира, четко определив себе иную судьбу. Поэтому Москва сделала выбор в пользу такой политики, которая и загнала ее в угол.

Ситуация в Белоруссии выглядела значительно менее опасной до августовских выборов. Москву уже давно возмущал флирт Лукашенко с Западом, и она пыталась сдержать его за счет сокращения субсидий, а также заставляла его продолжать процесс интеграции с Россией. Однако Россия была уверена в том, что белорусы — хотя они и гордятся тем, что являются гражданами независимого государства — даже не мечтают о членстве в НАТО или в Евросоюзе. Она также надеялась на родственные чувства белорусов по отношению к Москве.

Однако теперь все эти представления поставлены под сомнение. Реакция Москвы способна привести к развитию событий по самому кошмарному сценарию. Накануне августовских выборов Москва не замечала масштабного недовольства 26-летним правлением Лукашенко. Российские лидеры не ожидали того, что совсем уж наглые манипуляции Лукашенко с проведением выборов будут отвергнуты большинством белорусов.

Путин мог попасть под влияние своей навязчивой идеи не признавать смены режимов в результате народных протестов. В результате он был вынужден признать законность «официального» подсчета голосов. Это сделало невозможным проведение в кратчайшие сроки перевыборов, которые могли бы разрядить ситуацию.

Вместо того, чтобы требовать, как мы,  новых выборов, Путин удвоил ставки и отказался союзничать с Тихановской и ее Координационным советом. Кроме того, он также отказался одобрить предложенные посреднические усилия со стороны белорусских религиозных лидеров. Не поддержав предлагаемый на условиях оппозиции диалог, Россия, по сути, извинила применение силы со стороны Лукашенко, что и позволило белорусскому лидеру укрепить свои позиции.

Затем Россия попыталась дистанцироваться от Лукашенко с помощью создания альтернативного пути для его ухода на основе некоей конституционной реформы. Россия прямо говорит, что такие новые выборы надо провести без участия Лукашенко. Пока неясно, сможет ли Россия найти по-настоящему дружески настроенного к ней оппозиционного лидера, который пользовался бы доверием белорусского народа.

В то время как Лукашенко продолжает держаться за власть, Москва, похоже, ждет того момента, когда правоохранительные органы Белоруссии справятся с протестами. Только после этого будут предприниматься шаги, направленные на приведение к власти более податливого, чем Лукашенко лидера. Пока фактическое вмешательство Москвы ограничилось направлением медийных пропагандистов для поддержки белорусских средств массовой информации. Однако эти шаги могут оказаться безрезультатными, а если протесты продолжатся и приведут к насилию со стороны режима, то это вызовет еще большее отчуждение населения и будет способствовать росту антироссийских настроений.

И вот что важно: в результате вышеописанного развития событий возрастет поддержка обществом евроатлантического будущего, то есть интеграции Белоруссии с НАТО и ЕС. Наличие такой поддержки уже подтверждается опросами общественного мнения.

Короче говоря, чем больше будет продолжаться противостояние без поворота в сторону диалога с реальной оппозицией и проведения новых выборов, тем более поляризованным будет общество. Это может привести к тому, что у Москвы и Лукашенко не останется другого выбора, кроме жестоких репрессий. Отчуждающий эффект для белорусов от России будет иметь и возможное привлечение российских военных в том случае, если белорусские службы проявят нерешительность.

Зависимость Белоруссии от России

У Белоруссии есть две конкретные экономические проблемы. Одна долгосрочная. Белорусская экономика не растет с 2012 года из-за системных проблем. Другая проблема краткосрочная: наличные золотовалютные резервы Белоруссии достаточны лишь для того, чтобы обеспечить импорт на один месяц. Годовой дефицит текущих платежей составляет примерно 2,5 миллиарда долларов, а на обслуживание долга в 2021 году нужно будет потратить 3 миллиарда долларов, и поэтому Минску в этом году нужно получить 6 миллиардов долларов от иностранных финансовых организаций. По данным Министерства финансов Белоруссии, общий государственный долг Белоруссии составляет всего 18 миллиардов долларов или 35% ВВП. После политической оттепели в 2016 году все международные финансовые институты вернулись в Белоруссию и возобновили свою работу. Вызывает удивление тот факт, что в июне 2020 года Белоруссия получила 1,25 миллиарда долларов за счет продажи евробондов на международных финансовых рынках.

С учетом того, что Лукашенко контролирует правительство и не готов принять условия Международного валютного фонда, Москва является единственным возможным источником финансирования. 14 сентября Лукашенко поехал к Путину и обратился к нему с соответствующей просьбой, однако российский президент пообещал предоставить кредит лишь в размере 1,5 миллиардов долларов. Что касается остальной суммы, то российский президент предложил Лукашенко обратиться к частным российским деньгам, намекая тем самым на то, что 2500 белорусских предприятий имеют российский капитал.

Наблюдать за драмой с участием Путина и Лукашенко — все равно что вновь и вновь смотреть один и тот же фильм. Судя по всему, Кремль готовится сделать то, что он попытался сделать в 2011 году, то есть позволить российским олигархам получить за гроши в свое распоряжение наиболее ценные компании в Белоруссии с помощью кредитов государственного банка. «Беларуськалий», крупнейшая белорусская компания, производит одну пятую всех калийных удобрений в мире. Кроме того, в Белоруссии находится фирмы «Гродно азот», занимающееся производством нитратных удобрений. Компаний «Уралкалий», крупный российский производитель калийных удобрений, хочет установить контроль над «Беларуськалием», а российская компания «Уралхим», занимающаяся производством удобрений, хочет получить в свое распоряжение «Гродно азот». Не случайно «Уралхим» и «Уралкалий» попали под контроль Дмитрия Мазепина, белоруса с тесными связями с Кремлем и миллиардными в долларах долгами перед двумя самыми крупными российскими государственными банкам.

Судя по всему, такой же сценарий подготовлен для двух крупнейших белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В 2011 году российская нефтяная компания «Славнефть» стала основным владельцем нефтеперерабатывающего завода «Нафтан». Сегодня российские государственные нефтяные компании группируются вокруг еще одной крупной белорусской нефтеперерабатывающей компании «Мозырь» Если их маневры окажутся удачными, четыре российские компании будут контролировать две трети белорусского экспорта на Запад.

Как Запад может воздействовать на Белоруссию

Запад должен сделать ставку — сделать Белоруссию в будущем своей. Это можно будет сделать с помощью финансирования гражданского общества, включая журналистов, активистов, правозащитников, а также белорусских студентов и особенно ученых, проживающих на Западе.

В то же время Западу нельзя терять из вида те властные структуры, которые поддерживают белорусского диктатора. Лучшим способом для этого являются санкции (для обсуждения вопроса о том, чего удалось добиться Западу с помощью санкций, следует познакомиться с полной версией этой статьи). В целом, санкции должны быть трех видов: персональные санкции в отношении тех лиц, которые нарушают права человека, а также условные санкции (conditional sanctions) против российских компаний и олигархов, которые по указанию Кремля укрепляют связь с Россией, покупая белорусские компании. В отличие от прежних санкций, эти санкции не должны быть направлены против белорусских компаний или против белорусской экономики, поскольку подобные шаги сделают Белоруссию еще более зависимой от России в экономическом плане. Исключением являются те компании, которые занимаются личными средствами людей из близкого окружения Лукашенко. Таким образом западные санкции должны быть сфокусированы на российских компаниях, которые используют трудности белорусской экономики для приобретения белорусских активов по дешевой цене, и, кроме того, санкции должны быть введены против связанных с этими процессами бизнесменов.

Продолжающиеся протесты в Белоруссии предоставляют в данный момент возможность Байдену воспользоваться ситуацией и продемонстрировать сильное трансатлантическое лидерство. Мы призываем администрацию Байдена предпринять следующие шаги для зримой демонстрации лидерства Соединенных Штатов, а также американских ценностей и поддержки демократических изменений в Европе.

Чтобы способствовать росту демократического движения в Белоруссии, усилению позиции нынешнего оппозиционного лидера и ослаблению поддержки Лукашенко:

1. Байден должен встретиться с Тихановской в первые 100 дней пребывания в должности президента Соединенных Штатов.

2. Байден должен назначить высокопоставленного чиновника для координации санкций с Евросоюзом, Соединенным Королевством и Канадой.

3. Байден должен подписать распоряжение президента в отношении Белоруссии, в котором будут предусмотрены санкции против сотен белорусских чиновников, нарушающих права человека, и это будет служить сдерживающим средством, направленным против дальнейшей эскалации репрессий. Мы предоставляем соответствующий список для обсуждения.

4. Соединенные Штаты должны относиться к Лукашенко как к бывшему президенту Белоруссии. Американский посол в Белоруссии Джули Фишер (Julie Fisher) должна занять свой пост в Минске и затем, в зависимости от ситуации, посещать Вильнюс, однако она не должна передать свои верительные грамоты Лукашенко.

5. Соединенные Штаты должны ввести санкции против тех компаний, который занимаются обслуживанием личных финансов Лукашенко.

6. Соединенные Штаты должны пригрозить введением санкций российским компаниям и бизнесменам в том случае, если они будет захватывать белорусские компании, а также поддерживать в финансовом плане или политически режим Лукашенко. Соединенные Штаты должны также ввести санкции против путинских помощников Лукашенко, то есть российских средств массовой информации и журналистов, участвующих в пропагандистских кампаниях, направленных против белорусского протестного движения.

7. Конгресс должен дать конкретные указания Госдепартаменту относительно того, что он должен тратить не менее 200 миллионов долларов в год на поддержку гражданского общества и средств массовой информации в Белоруссии.

8. Конгресс должен вдвое увеличить бюджет белорусской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода, контроль за деятельностью которой осуществляет Агентство США по глобальным медиа (U.S. Agency for Global Media — USAGM). Кроме того, Конгресс вместе с руководством Агентства США по глобальным медиа и Радио Свободная Европа/Радио Свобода должны делать резкие заявления в том случае, когда журналисты Радио Свободная Европа/ Радио Свобода задерживаются в Белоруссии, а также требовать их немедленного освобождения.

9. Госсекретарь должен назначить высокопоставленного сотрудника для наблюдения за помощью Белоруссии в целом. В его обязанности будет также входить ежеквартальный доклад Конгрессу по этому вопросу.

10. Соединенные Штаты (вместе с Евросоюзом) должны направить гуманитарную помощь оппозиции по тем каналам, которые обеспечат ее получение в Белоруссии.

11. Госсекретарь должен облегчать и поддерживать процесс безусловного освобождения и амнистирования всех политических заключенных, он должен требовать прекращения применения насилия, а также настаивать на организации инклюзивного национального диалога для разрешения политического кризиса в Белоруссии и последующего проведения свободных и честных выборов.

12. Соединенные Штаты должны использовать свое влияние в международных организациях, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ООН, для обеспечения их активного участия в разрешение кризиса в Белоруссии; они должны выступать в качестве посредников для организации диалога, а также для создания дополнительного давления на существующий в Белоруссии режим, для сбора доказательств совершенных преступлений с расчетом на то, чтобы затем привлечь преступников к суду.

Для управления российской реакцией на события в Белоруссии и предотвращения жестких мер со стороны Кремля:

1. Администрация Байдена должна в частном порядке предупредить оппозиционеров и посоветовать им до поры до времени избегать любых сигналов, свидетельствующих о желании войти в состав Евросоюза или НАТО; им следует публично объяснять свою позицию в Белоруссии и говорить о том, что они лишь поддерживают право народа Белоруссии выбирать своего собственного лидера и свое будущее.

2. Вместе с Евросоюзом администрация Байдена должна поддерживать регулярный дипломатический диалог с Москвой и подчеркивать, что нынешнее протестное движение имеет отношение лишь ко внутренней белорусской политике, а не к геополитике. Первоначальной целью должно стать немедленное прекращение репрессий, освобождение заключенных, а также организация настоящего и инклюзивного политического диалога, который может заложить основу для проведения новых выборов под международным наблюдением.

3. Администрация Байдена должна провести ясную черту относительно введения условных санкций: Москва должна ясно понимать, что она столкнется с дополнительными санкциями, если направит свои силы безопасности (открыто или скрыто, включая направление военных и военной техники) в Белоруссию для поддержки Лукашенко или для подавления протестов в Белоруссии.

Эти три рекомендации представляют собой пакет и должны осуществляться в связке. Было бы катастрофой сыграть на руку Кремля и лишить Белоруссию возможности обратиться к Евросоюзу, не проводя при этом четких красных линий относительно возможного вмешательства Москвы в дела Белоруссии.

В заключении следует сказать, что изменения в белорусском обществе свидетельствуют о будущем этой страны вместе с Европой. Умным ходом со стороны Запада будет обеспечение выживания оппозиции и гражданского общества в этот коварный период, а также удержание Кремля от принятия им жестких мер. Соединенные Штаты должны действовать четко, но тонко, добиваясь при этом того, чтобы реальные белорусские лидеры и гражданское общество получили возможность одержать победу.

Андерс Ослунд — старший научный сотрудник Атлантического совета (Atlantic Council) в Вашингтоне.

Мелинда Хэринг — заместитель директора Евразийского центра Атлантического совета.

Джон Хербст — директор Евразийского центра Атлантического совета и бывший посол США на Украине.

Александр Вершбоу — почетный сотрудник Центра по стратегии и безопасности имени Скоукрофта Атлантического совета, бывший посол США в России и бывший заместитель генерального секретаря НАТО.

Обсудить
Рекомендуем