У всех в головах мысль о том, кто придет на смену Владимиру Путину, тогда как перед современной Россией встает целый ряд проблем: стабилизация постсоветского пространства, модернизация экономики и ответ на новые стремления общества.
Российский вопрос станет одним из ключевых в 2021 году, в частности в связи с приходом Джо Байдена в Белый дом и нашумевшим возвращением главного оппозиционера Алексея Навального в Москву. В таких условиях анализ властных игр в Кремле зачастую недооценивается, но переходный период к преемнику Владимира Путина уже начался в традициях царской власти, которые не смогла изменить коммунистическая революция. Отметим, что власть Путина ограничена куда сильнее, чем думают на Западе.
Коллегиальное решение
Президент действительно представляет власть, но важные решения принимаются коллегиальным путем. Сергей Шойгу, министр обороны и глава военной разведки ГРУ, стал с течением лет воплощением грубой силы режима, сменив в этом образе самого Путина. Бывший министр культуры и нынешний посол в Ватикане Александр Авдеев тоже намеревается играть важную роль, задействовав православные и восточные церкви (в частности ливанского и сирийского патриархов) в российской политике выхода к теплым морям. Находятся на первом плане и другие вхожие в Кремль лица, такие как глава Центробанка Эльвира Набиуллина (она стабилизировала рубль и справилась с инфляцией), губернатор Тульской области Алексей Дюмин (с прошлым в ГРУ), губернатор Новгородской области Андрей Никитин, министр финансов Антон Силуанов, премьер Михаил Мишустин и глава президентской администрации Антон Вайно.
Помимо людей российский вопрос сводится к трем темам. Первая — будущее постсоветского пространства на фоне демонстраций в Белоруссии, «развода» с Украиной, войны Армении с Азербайджаном, неопределенности с Монголией и исламистских волнений на Кавказе. В то же самое время Турция наступает на российскую сферу влияния и испытывает на прочность границы бывшего СССР.
Модернизация экономики
Второй момент касается углеводородов (ядро российской стратегии) с развертыванием газопровода «Северный поток — 2» и разработкой месторождений в северных морях. Россия намеревается укрепиться в роли первого мирового производителя и воспользоваться новыми арктическими маршрутами. Наконец, третий момент заключается в социально-экономической либерализации, которую власть должна будет частично принять, чтобы ответить на стремления общества, несмотря на риск удара по системе.
В ближайшее десятилетие Россия может столкнуться в первую очередь с серьезными внутренними проблемами и необходимостью стабилизировать свою территорию. Если эта теория подтвердится, возникнет большой соблазн противостояния с Вашингтоном для укрепления позиций Кремля и отвлечения внимания от настоящих внутренних проблем. Тем не менее есть и надежда: необходимость модернизировать экономику, обезопасить рынки сбыта и стабилизировать ближнее зарубежье может подтолкнуть Москву к диалогу с ЕС. У Брюсселя в таком случае появится возможность предложить России (и даже Турции) глобальное соглашение с политическими условиями для формирования расширенного европейского торгово-экономического пространства.