На встрече, состоявшейся во вторник в Москве, шведская министр иностранных дел Анн Линде общалась с российским коллегой Сергеем Лавровым в «довольно жестких выражениях». Так Анн Линде описала дискуссию о заключенном под стражу лидере оппозиции Алексее Навальном.
«Важно, что мы очень отчетливо обозначили свою позицию относительно Навального», — сказала глава МИД Dagens Nyheter.
Может показаться примечательным, что министр иностранных дел Швеции приехала на встречу с Сергеем Лавровым именно тогда, когда в Москве проходил скандальный судебный процесс против ведущего оппозиционного политика России. Но это чистое совпадение, специально это не планировалось, подчеркивает министр.
Анн Линде прибыла в российскую столицу в двух качествах: как глава МИД Швеции и как представитель ОБСЕ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в которой Швеция недавно стала председателем.
«Визит был согласован заранее. В качестве председателя ОБСЕ я запланировала сначала съездить на Украину, чтобы посетить линию конфликта, а потом сразу в Россию, чтобы обсудить украинский вопрос. Уже позже появилась информация о суде над Навальным, так что это чистая случайность».
Это виртуальное интервью мы взяли за несколько часов до вынесения приговора. На вопросы, что она думает по поводу суда над Навальным и будет ли Швеция выступать за санкции против России, Анн Линде ответила: «Приговор ведь еще не вынесен. Я, само собой, подняла этот вопрос с Лавровым, и у нас состоялась довольно жесткая дискуссия, поскольку мы требуем, чтобы Навального освободили, и протестуем против того, как полиция обращается с мирными демонстрантами, против такого множества арестов. У Лаврова, конечно, на этот вопрос совершенно иной взгляд».
«Хочу подчеркнуть, что санкции в связи с отравлением Навального уже действуют», — добавила она.
Она также сказала, что ЕС примет решение о возможных дополнительных мерах, только когда станет известен приговор.
Dagens Nyheter: В мире резко раскритиковали то, как в России обращаются с Навальным и протестующими гражданами. Лавров и Кремль говорят, что это внутренние дела России. Как вам кажется, им вообще нет дела до критики?
Анн Линде: Не стоит особенно надеяться, что это приведет к большим переменам в России. Ведь ситуация в области прав человека и гражданского общества в России изменилась в худшую сторону. Особенно после поправки к закону, согласно которой людей и организации могут причислить к «иностранным агентам» — у этого понятия много острых коннотаций, и оно фактически означает, что нельзя принимать никакой помощи извне. Это осложняет контакты между людьми. Мы поддерживаем не только Навального, но и стремление сделать Россию более демократичной и свободной. Нам важно действовать однозначно и очень отчетливо обозначить свою позицию по поводу Навального.
На пресс-конференции с Анн Линде Лавров сказал, что ему не сообщили, на каких основаниях лаборатория Института оборонных исследований в Умео определила, что Навального отравили военным нервно-паралитическим ядом «Новичок». Он посетовал, что это не соответствует требованиям прозрачности.
— Что вы ему на это ответили?
— Я ответила, что три независимых научно-исследовательских института, обладающих достаточным потенциалом для анализа химических веществ, в том числе «Новичка», пришли к одним и тем же результатам. И передали их в Германию. Кроме того, к этому же выводу пришла и Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Поэтому мы решили полностью им доверять.
— Россияне хотят получить фактические доказательства. Как вы к этому относитесь?
— Наша политика такова, что, по крайней мере на сегодняшний день, мы не рассказываем открыто об анализах, проводимых нашими вооруженными силами. Думаю, это всем понятно.
— Лавров описал российско-шведские отношения как довольно плохие. А вы как бы их охарактеризовали прямо сейчас?
— Мы ведем двухколейную политику. После событий на Украине мы очень четко дали понять, что санкции останутся, и что мы считаем незаконными аннексию Крыма и агрессию на востоке Украины. По этому вопросу ни о каком согласии и речи не идет. В то же время есть области, где мы можем поддерживать конструктивное сотрудничество.
Анн Линде упомянула сотрудничество в Арктике и климатические проблемы.
— Я чувствую, что отношение россиян к этому вопросу сильно поменялось. Потепление в Сибири и то, к чему привело таяние вечной мерзлоты, стало довольно жестким пробуждением.