Независимо от того, идет ли речь о многомиллиардном проекте, таком как газопровод «Северный поток — 2», или о визите вежливости в Кремль, нынешние обстоятельства дела Алексея Навального, а также прошлый опыт нарушения международного права делают политику «бизнес как обычно» в отношении администрации Владимира Путина контрпродуктивной.
Как такие события, как агрессия против Грузии в 2008 году, аннексия Крыма в 2014 году и война за другие украинские территории, приведшая к тысячам жертв, сбитый пассажирский самолет над Украиной, политические убийства и отравления, предполагают, что еще один трубопровод в обход восточных соседей ЕС, которые рассчитывают на нашу поддержку, изменят разногласия в отношениях с Российской Федерацией?
Многие высказывали возражения и разделяли озабоченность по поводу планов и сроков визита высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности в Москву на этой неделе.
Арест Навального, трагикомический фарс его «суда» и массовые протесты (жестоко подавленные властями) в течение двух последующих выходных сделали эти опасения еще более обоснованными.
Поляки, получившие исторических опыт, понимают важность прав человека и гражданина так, как это понимают немногие другие народы.
Польша в последнее время прошла сложный путь системных преобразований, результатом которых стал впечатляющий экономический бум.
Наблюдая за тем, что происходит в Белоруссии и с правами человека в России, европейцы сейчас сильно сочувствуют людям, борющимся в неравной борьбе с репрессивной властью.
Вот почему нарушение этих прав и обязательств Москвой, де-факто борющейся с собственными гражданами как с врагами, является не только внутренним делом России, но требует решительного ответа Запада, в том числе ЕС.
Это одна из главных причин, по которой Польша продолжает выступать против строительства «Северного потока — 2».
Отказ от этого проекта сейчас стал бы правильным и достаточно сильным сигналом, демонстрирующим, что государства-члены ЕС едины в осуждении нарушений Кремлем международных законов и прав человека.
Отказ от «СП-2» — это решение, которое Берлин должен принять также ради единства НАТО, которая является единственной организацией, способной сдерживать агрессивную политику России по отношению к своим соседям.
Польша, как и другие страны — члены ЕС, заинтересована в улучшении отношений с Россией. Однако это требует реального конструктивного участия российской стороны. Есть много способов, которыми Москва могла бы продемонстрировать свою готовность вступить на путь серьезного улучшения отношений.
Никто и никогда не забудет в Польше об авиакатастрофе в Смоленске, в которой в 2010 году погиб президент Лех Качиньский вместе с 95 высокопоставленными чиновниками.
Возвращение обломков президентского самолета, которые, несмотря на международное право и стандарты, хранятся в России, а польские прокуроры и судебные следователи сталкиваются с многочисленными препятствиями для доступа к месту происшествия, может стать одним из первых шагов к некоторому уровню нормализации.
То же самое касается немедленного освобождения Навального, полного выполнения Москвой Минских договоренностей и уважения территориальной целостности других стран.
Отношения с Россией остаются вызовом для ЕС и требуют стратегического терпения.
Последние события показывают, что нам, возможно, потребуется больше терпения, чем ожидалось, и прежде, чем будут достигнуты первые результаты, придется принять несколько жестких решений. Лучше отказаться от «Северного потока — 2» на данном этапе, чем упустить шанс заставить Россию пересмотреть свои действия.
Враждебные действия, такие как кибератаки, дезинформация, вмешательство в выборы и гибридные угрозы, не прекратятся, если мы не объединимся в ЕС в совместной работе с целью отбить охоту Москве осуществлять их.
Посол Анджей Садош — постоянный представитель Польши при ЕС