Цены на нефть сейчас неуклонно растут. На прошлой неделе цена за баррель американской марки WTI выросла примерно на 7%. Во вторник цена двух основных марок нефти снова достигла максимума за последний год.
Один баррель (159 л) североморской нефти марки Brent в понедельник стоил 61,27 долларов, что на полдоллара больше, чем накануне. Цена барреля WTI выросла в сопоставимых масштабах до 58,62 долларов. Это максимум с января 2020 года. Причина роста — большая уверенность в мировой конъюнктуре.
Больше всего от такого развития выигрывают классические нефтедобывающие страны, которые теперь могут получать более высокие доходы. Это также улучшает перспективы их валют. «От растущей цены на нефть выигрывают канадский доллар, норвежская крона и российский рубль, — отметила валютный эксперт Commerzbank Эстер Райхельт. — Прежде всего на развитие двух первых валют в этом году мы смотрим с оптимизмом». В отношении российского рубля из-за политических рисков настрой несколько более сдержанный.
Насколько важна цена на нефть для этих стран, можно увидеть по экспортной статистике. В 2019 году на нефть и газ в Норвегии пришлось 56% экспорта, в России — около 52%, в Канаде — около 22%.
Соответственно, именно на этих странах и их валютах падение цен на нефть в начале пандемии коронавируса сказалось особенно сильно. Благодаря вакцине от коронавируса теперь есть перспективы быстрого восстановления мировой экономики, что должно привести к быстрому восстановлению спроса на нефть.
Пока же нефтедобывающие страны искусственно уменьшили предложение. В первую очередь Саудовская Аравия, но также и другие страны сократили объемы добычи. Даже если это поможет стабилизировать цены на нефть, это будет означать, что они меньше продают. Согласно прошлогоднему исследованию Deutsche Bank, рост цен на нефть положительно влияет прежде всего на так называемые нефтевалюты, если он связан с повышением спроса.
Если мировая конъюнктура действительно так сильно прибавит, как на это сейчас надеются инвесторы, спрос на нефть сильно возрастет. В апреле 2020 года цена на нефть была даже некоторое время отрицательной, но потом уже начала активно восстанавливаться.
Норвежская крона прибавляет больше всего
Среди валют стран, которые особенно сильно зависят от нефти, наибольшее развитие наблюдается у норвежской кроны. С момента минимальной отметки в марте 2020 года она выросла почти на 40% по отношению к доллару. И по отношению к евро она прибавила 19%. При этом важную роль играет не только уверенность в конъюнктуре.
«Растущая цена на нефть отражает надежду на быстрое восстановление мировой экономики, — говорит эксперт Commerzbank Райхельт. — Если это удастся, последствия могут наступить и для денежной политики. Именно в Канаде и Норвегии центробанки тогда смогут относительно быстро оптимизировать ее».
В отличие от ЕЦБ и ФРС, норвежский центробанк уже занимается этим вопросом. Согласно декабрьскому прогнозу, уже в первой половине 2022 года он рассчитывает на повышение процентной ставки. В своем пресс-релизе центробанк, среди прочего, указал на сильно возросшие цены на недвижимость. Инфляция в Норвегии в конце 2020 года составила 3%. При этом в последнее время она несколько замедлилась, но все еще находится выше установленного центробанком уровня в 2%.
Канада выигрывает не только от цен на нефть
И канадский доллар после минимальных отметок в марте по отношению к доллару США вырос на 12%. По сравнению с евро, который также значительно укрепился, он держится примерно на том же уровне.
«Существенным фактором для активного развития канадского доллара стал рост сырьевых цен, — отмечает валютный аналитик DZ Bank Штефан Гротхаус. — Оживление мировой экономики должно и дальше способствовать стабильному спросу на сырье и, соответственно, хорошим ценам». В случае Канады, по словам Гротхауса, возросла роль минерального и сельскохозяйственного сырья, где рост на цены отчасти был еще выше, чем рост цен на нефть.
Кроме того, он также рассматривает денежную политику как фактор в поддержку канадской валюты. По мнению Гротхауса, не исключено, что канадский центробанк займется нормализацией денежной политики несколько быстрее, чем ФРС. Первым шагом может стать сокращение закупок облигаций. «Канадский доллар в перспективе может получить поддержку и за счет более раннего повышения процентной ставки канадским центробанком по сравнению с ФРС», — считает Гротхаус. Но это пока еще перспектива.
Политические риски тормозят рубль
Существенно слабее, чем норвежская крона и канадский доллар, развивался российский рубль. С 20 марта 2020 года он прибавил около 7% по сравнению с долларом. Из-за высоких потерь в годовом выражении это снижение примерно на 20% по сравнению с 2020 годом.
Пока что политические риски перекрывают плюсы от роста цен на нефть. Отношения России с Западом недавно еще больше ухудшились из-за приговора к тюремному заключению российского оппозиционного политика Алексея Навального.
На прошлой неделе Россия выслала трех дипломатов из Германии, Швеции и Польши, поскольку они якобы принимали участие в несанкционированных протестах в России. Кроме того, США исходят из того, что кибератака на американские учреждения, о которой стало известно в декабре, — дело рук России. Администрация нового президента США Джо Байдена в связи с этим пригрозила новыми санкциями.
Помимо политических рисков, в России за последние месяцы резко выросла инфляция. В январе она составляла 5,2%. Commerzbank связывает это отчасти с ослабленным курсом рубля, что приводит к удорожанию импорта. Помимо этого, из-за пандемии предложение было частично рационализировано, отмечает эксперт.
Растущая инфляция привела к тому, что реальная доходность российских облигаций, то есть разница между номинальной доходностью и инфляцией, снизилась. Поэтому международным инвесторам стало менее выгодно инвестировать в российские процентные бумаги — что в свою очередь ослабляет валюту.
Тем не менее многие валютные эксперты видят потенциал роста российского рубля. Его ослабление в 2020 году стало «разочарованием», пишут аналитики британского банка HSBC. Но они полагают, что на текущем уровне он недооценен. «Мы считаем, что снижение —временный феномен».
DZ Bank также исходит из того, что инфляция в России снова снизится и рубль легче преодолеет возможные дополнительные санкции в более позитивных условиях.
Если рост цен на нефть продолжится, рубль выиграет от этого, так же как и норвежская крона и канадский доллар. Однако цены на нефть уже опережают оптимизм в отношении конъюнктуры.