Carnegie Moscow Center (Россия): после первой речи. Что сулит России внешнеполитическая программа Байдена

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По отношению к России Вашингтон и дальше будет придерживаться конфронтационного подхода и открыто поддерживать внутренних оппонентов Кремля. В то же время Байден будет предельно осторожен в вопросах, касающихся безопасности США, и прагматичен там, где речь идет об американских интересах, уверен автор.

В своем первом развернутом выступлении по вопросам внешней политики новый президент США Джо Байден не преподнес сюрпризов. Пока он крайне последователен в своих высказываниях.

Основные пункты его внешнеполитической речи совпадают с обещаниями из предвыборной кампании. Америка возвращается, и дипломатия должна стать главным инструментом ее внешней политики. Вашингтон снова сплотит вокруг себя страны Запада, возглавив их ради защиты демократии. Главный вызов для Соединенных Штатов и их союзников — авторитаризм, проявления которого они видят в амбициях Китая и подрывной деятельности России. В то же время Вашингтон не отказывается от избирательного сотрудничества с соперниками (Пекином) и противниками (Москвой), если того потребуют американские интересы или соображения национальной безопасности. Кроме того, США возьмут на себя лидирующую роль в решении таких проблем, как изменение климата, пандемия коронавируса, распространение оружия массового поражения и кибербезопасность.

Единственным по-настоящему новым элементом в речи американского президента стала мысль, что внешняя политика США должна отвечать интересам основной части американского общества (среднего класса), но это относится скорее к области внутренней политики. Кроме того, Байден дал понять, что Вашингтон, разумеется, не собирается уступать Пекину глобальное лидерство. Иными словами, США перешли в контрнаступление.

Что это означает для России? Мысль, что Америка вернулась, может ободрить некоторых отчаявшихся американских союзников, которыми Вашингтон в последние четыре года пренебрегал. Но этого не скажешь про Москву, и, возможно, Пекин, которым действия Соединенных Штатов и при Трампе казались вполне активными, хоть и хаотичными.

Намерение Вашингтона вернуть дипломатии роль главного инструмента внешней политики звучит интригующе и немного сбивает с толку, потому что означает, что военная сила должна уступить место дипломатическим и другим ненасильственным методам. Однако на деле четыре года президентства Трампа стали одним из тех редких периодов, когда США не развязали ни одной новой войны. Поэтому речь Байдена можно истолковать так: США сделают еще больший упор на невоенных кампаниях против своих противников, в том числе России.

Основные задачи американской политики не сильно изменились. Если администрация Трампа называла Китай и Россию основными соперниками Америки за влияние в мире, то Байден называет их главными противниками либерально-демократического порядка во главе с США. По существу, никаких изменений не произошло. Любые отличия от времен Трампа, скорее всего, будут лишь стилистическими.

Вероятно, США будут проявлять большую гибкость в отношениях с Пекином, но принципиальное противостояние между двумя державами сохранится. Против России Вашингтон продолжит вводить новые санкции, разве что при Байдене они будут более продуманными.

Правда, в этой преемственности есть некоторые важные для России исключения. Например, в отличие от предыдущей республиканской администрации нынешняя демократическая серьезно намерена больше взаимодействовать с Москвой по вопросам стратегической стабильности.

Параллельно с этим США продолжат обвинять Россию и наказывать ее за то, что она, по словам Байдена, целенаправленно подрывает американскую демократию. Остается надеяться, что два этих направления не будут пересекаться — в противном случае дело может обернуться катастрофой.

России, как и Китаю, придется иметь дело с более сплоченным фронтом американских союзников. Под требованием Байдена немедленно освободить оппозиционера Алексея Навального подписались Ангела Меркель, Эммануэль Макрон, Борис Джонсон и другие западные лидеры. На суде над Навальным присутствовали дипломаты из полутора десятков стран. Россия видит в этом вопиющее вмешательство во внутренние дела и отвергает любые обвинения в свой адрес, отказываясь выслушивать нотации.

Западный фронт, скорее всего, будет более сплоченным по идеологическим вопросам, чем по прагматическим, но Москве все равно станет труднее играть на противоречиях между союзниками. Разница между российско-американской конфронтацией и российско-европейским отдалением постепенно стирается.

В то же время некоторые аспекты речи Байдена позволяют предположить, что сотрудничество России и США не ограничится вопросами стратегической стабильности и контроля над вооружениями. Есть и другие глобальные проблемы: изменение климата, пандемия и нераспространение ядерного оружия.

Надежды на сотрудничество в этих областях не лишены оснований. Глобальное потепление влияет на Россию сильнее, чем на многие другие страны. Некоторые его проявления можно считать выгодными — вроде большей доступности Арктики. Но хватает и негативных последствий — большая часть вечной мерзлоты рискует растаять. В борьбе с коронавирусом Россия тоже продемонстрировала немалый потенциал, разработав вакцину «Спутник V».

Как бы то ни было, сотрудничество по вопросам климата и здравоохранения вряд ли окажется очень тесным и в любом случае не изменит общего тона российско-американских отношений, который становится все более жестким. Совсем другое дело — тема нераспространения ядерного оружия.

Россия охотно поддержала бы возвращение США к иранской ядерной сделке, если бы знала, что конкретно собирается делать администрация Байдена. Здесь обратили внимание на заявление Байдена, что США перестанут поддерживать Саудовскую Аравию в войне с йеменскими хуситами, за которыми стоит Тегеран. Однако в то же время Байден подтвердил, что Вашингтон продолжит помогать Саудовской Аравии в противостоянии с Ираном.

Москва сохраняет тесные связи с Тегераном и остается важным игроком в иранском ядерном вопросе. Если Вашингтон захочет вернуться в соглашение с Ираном, то ему не обойтись без России.

Что касается другой страны с ядерными проблемами — Северной Кореи, то тут у России намного меньше влияния, чем у Китая. Правда, по корейскому вопросу администрации Байдена еще только предстоит представить собственную стратегию.

В целом в Москве считают, что во внешней политике и вопросах безопасности демократическая администрация будет действовать более предсказуемо и профессионально, чем команда Трампа. Самого Байдена в Москве неплохо знают еще со времен Брежнева: он, конечно, России далеко не друг, но зато как ветеран холодной войны человек понятный и предсказуемый.

Если при Трампе в американском руководстве царил раздрай, то теперь Белый дом выглядит неожиданно сплоченным. Ключевые внешнеполитические посты заняли давние соратники Байдена, которые будут проводить его линию. К их числу относятся государственный секретарь Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан. Демократическая партия контролирует обе палаты Конгресса и пользуется поддержкой большей части традиционных СМИ и социальных сетей, что колоссально усиливает ее позиции.

Ясно, что по отношению к России Вашингтон и дальше будет придерживаться конфронтационного подхода и открыто поддерживать внутренних оппонентов Кремля. В то же время Байден будет предельно осторожен в вопросах, касающихся безопасности США, и даже прагматичен там, где речь пойдет об американских интересах. В Москве к такому подходу отнесутся настороженно, но выдержать американский напор и обеспечить свою безопасность Россия вполне способна.

Статья опубликована в рамках проекта «Диалог Россия — США: смена поколений». Взгляды, изложенные в статье, отражают личное мнение автора.

Обсудить
Рекомендуем