Вызывает недоумение целый ряд аспектов содержания совместной статьи министров иностранных дел Японии и Литвы, опубликованной 27 января 2021 года в газете The Jerusalem Post по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста.
Прежде всего, авторы «забыли», как появился Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата была выбрана неслучайно: именно 27 января 1945 года советские войска освободили концлагерь Освенцим. Странно, что данный факт не нашел отражения в статье.
Тем более возмутительными на подобном фоне выглядят неприемлемые параллели между действиями СССР и гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны. Безосновательно говорится об «оккупации Советским Союзом» вместе с нацистами Польши, а также некоторых европейских государств, в том числе Литвы.
СССР — последняя страна, которая в августе 1939 года после исчерпания всех возможностей создать антифашистскую коалицию в Европе и Мюнхенского сговора между Адольфом Гитлером и руководством Великобритании и Франции была вынуждена подписать Пакт о ненападении с Германией.
Ввод советских войск в Польшу, а точнее — в принадлежавшие ей тогда западные части Украины и Белоруссии, был осуществлен после начавшейся 1 сентября 1939 года германской агрессии, после того как польское правительство утратило контроль над страной и само находилось уже где-то в районе границы с Румынией.
Что касается советской политики в Прибалтике, то хотели бы напомнить, что в условиях реальной угрозы использования немецкими войсками данного региона в качестве плацдарма для нападения на СССР Москва была вынуждена осуществить дополнительный ввод войск в прибалтийские государства, причем — на основе двусторонних документов о взаимопомощи 1939 года. Такой шаг, предпринятый с одобрения руководства этих стран, не означал перехода суверенитета над их территорией к Советскому Союзу. Последующее вхождение прибалтийских республик в состав СССР также не было односторонним и произошло по взаимному согласию.
Обратило на себя внимание и сознательное замалчивание в публикации альянса милитаристской Японии и фашистской Германии в годы Второй мировой войны. Нет упоминаний и о том, что спасшего жизни тысяч преследуемых нацистами евреев японского дипломата Т. Сугихару, которому в значительной степени посвящена статья двух министров иностранных дел, по возвращении на родину не встретили с почестями, а, согласно некоторым источникам, отправили в отставку с дипломатической службы.
Наконец, содержание статьи кажется особенно двусмысленным, если вспомнить, что именно Красная Армия начала освободительную миссию в Европе, избавив от уничтожения и порабощения, от ужасов Холокоста целые народы. За это отдали жизни сотни тысяч советских солдат. Призвали бы наших японских коллег подходить к исторической правде объективно, а не выбирать лишь те страницы, которые сегодня нестыдно продемонстрировать.