В российской внешней разведке ГРУ существует отряд 54777, который занимается операциями «психологической войны» и влияния на общественное мнение других стран. Речь идет об одной из трех составляющих «информационной конфронтации» наравне с кибероружием и защитой России от внешнего влияния. В своем шестом докладе эстонская служба внешней разведки раскрывает подробности об этом тайном подразделении, которое нацелено на «политических лидеров, военнослужащих и их семьи, гражданское население и ряд особых групп, таких как этнические или религиозные меньшинства, оппозиция и бизнес в дружеских, нейтральных и враждебных странах».
«Это означает, что все население мира за пределами России может оказаться под прицелом», — нагоняет драматизма служба. Расположенная в тени России и у ее границ Эстония со страхом и вниманием следит за планами соседа.
Отряды «психологических операций» проводят ежедневный мониторинг тем, которые представляют интерес для ГРУ, отмечается в докладе. Публикации «влиятельных западных СМИ» передаются — в том числе через фальшивые аккаунты в соцсетях вроде Twitter, Facebook, Reddit и VK — если отвечают российским интересам. Задача психологической войны заключается в изменении восприятия и поведения иностранной аудитории, говорится в докладе.
«Упреждающие действия»
В подтверждение этих утверждений эстонская служба называет нескольких бывших сотрудников подразделения 54777, в том числе Александра Костюшкина, Александра Старунского, Дениса Тюрина и Сергея Пантелеева, которые основали пророссийские информационные сайты. В докладе приводится другой пример операции влияния во время пресс-конференции в Греции в октябре 2014 года (то есть через несколько месяцев после вторжения в Крым) экспертной группой, служащей прикрытием отряду 54777. Будущий министр обороны Греции Панос Камменос присутствовал на мероприятии вместе с агентами ГРУ.
В 80-страничном докладе освещаются все грани российской «угрозы»: дестабилизация соседних стран и стремление взять их под контроль, кибероперации, формирование новых штурмовых воздушно-десантных подразделений, которые могут проводить «упреждающие действия» против стратегических целей во временной серой зоне, то есть до официального начала конфликта. Тем не менее документ освещает и слабости российской модели. «В ситуации, когда среднестатистический россиянин испытал несколько лет последовательного снижения уровня жизни, масштабные протесты стали возможными», — отмечает директор эстонской разведки Микк Марран. Борьба за влияние на общественное мнение ведется и по эту сторону границы.