Россия давно потеряла сердца 3,7 миллиона грузин, однако новый кризис, который сотряс эту кавказскую республику в начале 2021 года, представляет собой ничто иное как продолжение череды событий, начавшихся 20 июня 2019 года, когда депутат российской Компартии Сергей Гаврилов сел в кресло спикера грузинского парламента.
Гаврилов должен был открыть собрание Межпарламентской ассамблеи православия и посчитал, что сесть в это кресло — совершенно естественно. Все это повлекло за собой несколько недель протестов в Грузии, где считают, что Россия «оккупирует» 20% территории страны в связи с присутствием в сепаратистских регионах Абхазия и Южная Осетия.
В 2019 году спикеру грузинского парламента пришлось подать в отставку, раз он не увидел ничего странного в том, что в его кресле оказался российский депутат. На этот раз с должности уходит премьер-министр Георгий Гахария. Он выразил несогласие с остальным руководством страны и посчитал, что решение лишить депутатской неприкосновенности главу крупнейшей оппозиционной партии («Национальное движение» бывшего президента Михаила Саакашвили) Нику Мелию может повлечь за собой опасный для страны подъем напряженности.
Политизированное правосудие
16 февраля парламент, который контролируется партией «Грузинская мечта» олигарха Бидзины Иванишвили (сколотил состояние в России в 1990-х годах), лишил Нику Мелию депутатской неприкосновенности. Этот шаг открыл путь суду Тбилиси, который постановил в среду отправить лидера оппозиции в СИЗО. Его обвиняют в неуплате залога за снятие электронного браслета несколько месяцев назад. Как бы то ни было, дело уходит корнями в ночь с 20 на 21 июня 2019 года, когда Ника Мелия попытался устроить вторжение в парламент вместе с сотнями демонстрантов.
Новый политический кризис пришелся на напряженную обстановку на Южном Кавказе. Российское влияние в регионе сильно, как никогда, после войны Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе в октябре-ноябре прошлого года. Конфликт также позволил укрепить позиции в регионе Турции Эрдогана, второму авторитарному соседу. Параллельно с этим грузинские парламентские выборы 31 октября вылились в политический кризис. Победа «Грузинской мечты» настолько оспаривалась, что ни одна оппозиционная партия не согласилась заседать в парламенте.
В четверг «Грузинская мечта» поставила главой правительства Ираклия Гарибашвили. Он уже занимал этот пост с 2013 по 2015 год, оставив после себя плохие воспоминания. «Это доверенное лицо Иванишвили», — говорит хорошо знакомый с перипетиями грузинской политики западный дипломат.