В последнее время отношения России и Европы привлекают всестороннее внимание. 22 февраля Совет министров иностранных дел Европейского союза принял решение ввести санкции в отношении российских чиновников, связанных с судебным преследованием Алексея Навального, представителя российской оппозиции, однако конкретный список лиц еще не был опубликован. Ранее Россия объявила о высылке дипломатических представителей трех стран — Германии, Швеции и Польши — из-за участия в незаконных акциях протеста, чем ЕС был категорически недоволен. Сообщалось, что Евросоюз также может в будущем ввести новые санкции против РФ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров резко высказался по этому поводу, заявив, что не исключает «возможности полного разрыва российско-европейских отношений».
Недавнее ухудшение отношений между Россией и Европой в основном связано со следующими причинами:
Первая — это инцидент с Навальным. После возвращения в Россию оппозиционер был арестован и приговорен к более чем двум годам тюремного заключения за нарушение порядка отбывания условного заключения. Европейский союз выразил большое недовольство действиями России. Европейские лидеры призвали немедленно освободить Навального. На слушании дела в суде присутствовало много европейских дипломатов, что должно было оказать давление на российский суд. Россия, в свою очередь, неоднократно обвиняла США и Европу во вмешательстве во внутренние дела страны.
Вторая — это налаживание отношений США и ЕС. Став президентом, Байден заявил, что «Соединенные Штаты вновь возглавят мир», и он приложит все усилия, чтобы восстановить серьезно испорченные в эпоху Трампа американо-европейские отношения. Европейский Союз также с нетерпением ждет этого, и импульс к улучшению отношений между США и ЕС очевиден. Байден уже приостановил выполнение плана вывода американских войск из Германии. В то же время Вашингтон согласовывает свою позицию с Евросоюзом по поводу России, поэтому очевидно, что в будущем РФ столкнется с еще большим давлением со стороны Запада.
Третья — это возможность повторного обострения украинского кризиса. Украинский кризис — это причина огромного разрыва между Россией и Европой. За шесть лет, прошедших с момента подписания Минских соглашений, они практически не выполнялись. После того, как президент Украины Владимир Зеленский вступил в должность, отношения между Украиной и Россией продемонстрировали признаки потепления, но вскоре они вернулись к своему обычному состоянию конфронтации. В последнее время ситуация в Восточной Украине вновь обострилась, и накал противостояния усилился. По мере того, как администрация Байдена усиливает поддержку Украины, Зеленский может проводить более радикальную антироссийскую политику, чтобы остановить снижение рейтинга доверия к нему как к президенту. В недавнем интервью журналистам Владимир Путин сказал, что Россия не может покинуть Восточную Украину. Если ситуация в регионе снова обострится, он, вероятно, станет препятствием, которое Россия и Европа не смогут преодолеть.
После возникновения украинского кризиса отношения между Россией и Европой непрерывно ухудшаются. Последние семь лет обе стороны постоянно думали над тем, каким должен быть следующий шаг в российско-европейских отношениях.
В мире произошли серьезные невиданные за столетие изменения, корректировка и развитие отношений между крупными державами ускорились, и взаимоотношения между Россией и Европой также показали признаки изменений. ЕС является крупнейшим торговым партнером и основным инвестором России. В 2020 году торговля с ЕС составила около 38% от общего внешнеторгового объема России. РФ нужны рынок и технологии ЕС, а Евросоюзу необходимо сотрудничать с Россией по вопросам энергетической безопасности, борьбы с терроризмом, изменениям климата и ядерной проблемы Ирана. На специальной онлайн-сессии Мюнхенской конференции по безопасности, состоявшейся несколько дней назад, Ангела Меркель публично заявила о проблеме взаимоотношений с Россией. Она подчеркнула, что в течение многих лет не было достигнуто никакого прогресса в урегулировании украинского кризиса. ЕС и США должны сформулировать общую трансатлантическую повестку дня для России, и, с одной стороны, обеспечить возможность сотрудничества, а с другой, — указать на различия и разногласия во мнениях. В 2019 году, когда конфликт между Европой и США обострился, Эммануэль Макрон заявил, что ЕС будет проводить более автономную внешнюю политику, признавшись, что вытеснение России из Европы не соответствует интересам ЕС. Он сказал, что как минимум Франция не будет придерживаться антироссийской политики, и Европейскому союзу необходимо скорректировать свою политику в отношении России.
Однако одной лишь готовности и выражения своей позиции недостаточно, чтобы вывести российско-европейские отношения из упадка. Помимо некоторых реальных препятствий, между Россией и Европой существуют еще более глубокие противоречия и разногласия.
Во-первых, у них разные взгляды на мировой порядок. Россия выступает за многополярный мир и стремится стать «независимым центром силы». Хотя в последние годы ЕС делал упор на «стратегическую автономию», он по-прежнему нуждается в «защитном зонтике безопасности» от Соединенных Штатов. Поэтому во многих вопросах по-прежнему сохраняется влияние США и стремление Евросоюза совместно оберегать традиционное преимущество Запад.
Во-вторых, между Россией и Европой существуют различия в национальной идентичности первой. Россия считает себя «европейской страной», и президент Путин в своем выступлении на «Давосской повестке дня» в этом году особо подчеркнул, что Россия по-прежнему остается европейской страной, будь то географически или в культурном плане, и надеется развивать сотрудничество с Европой на основе равенства и взаимной выгоды. Однако на протяжении сотен лет многие люди в Европе считали Россию «чужой», и их «ужас перед страшными русскими» был довольно значительным.
В-третьих, это геополитическая конкуренция между Россией и Европой. После окончания холодной войны у России когда-то была иллюзия того, что она станет членом «большой западной семьи», но Запад считал себя победителем холодной войны, снисходительно относясь к новой России, и продолжал реализовывать политику «ослабления и сдерживания» страны, способствуя расширению ЕС и НАТО на Восток, сжимая стратегическое пространство России и усиливая геополитическое соперничество между двумя сторонами, что в конечном итоге привело к возникновению украинского кризиса. В будущем геополитическая конкуренция между Россией и Европой в Молдавии и Белоруссии также не прекратится.
Основываясь на вышеупомянутых принципиальных различиях, можно сделать вывод, что хотя у России и Европы есть фундамент и желание для улучшения двусторонних отношений, внешний мир, кажется, постоянно обращает внимание на совершенно противоположные признаки.
Дин Сяосин (丁晓星) — директор и научный сотрудник Евразийского института Китайской академии современных международных отношений