— Магазины откроются под брендом сети Mere, уже представленной в Румынии, Германии и Польше.
— Семья Шнайдер, которой принадлежит бизнес, предпочитает не привлекать внимания и не общаться со СМИ.
Не нужно ломать голову, чтобы понять: это совершенно особенный и непривычный концепт супермаркета для европейского потребителя. В отдаленном и даже жутковатом уголке района Измайлово на севере Москвы, между шоссе, железнодорожными путями и высоковольтной вышкой зажато типичное многоцелевое здание, построенное в советское время. На пустом фасаде, можно сказать, неохотно красуются горизонтальный светофор — логотип компании — и слоган: «Светофор, магазин низких цен».
На входе посетителей встречает спешно обедающий у всех на виду охранник, который властно напоминает закрывать лицо маской. И вдруг сюрприз: это место похоже, скорее, не на супермаркет, а на гигантский оптовый склад с расставленными повсюду продуктовыми ящиками, промышленными полками и наспех приклеенными ценниками. Рифленая серая крыша покрывает все пространство и усиливает царящую здесь складскую атмосферу.
Никаких деликатесов, красиво выложенного свежего мяса или рыбы, безупречных фруктов и овощей. Здесь вы найдете только холодильные камеры, в которых замороженные продукты продаются по ценам, в центре Москвы невиданным: упаковка фарша из индейки стоит чуть больше евро (чуть больше 90 рублей — прим.), а из курицы — еще дешевле. В нескольких метрах стоят десятки пачек грушевого сока и огромные коробки с печеньем и конфетами примерно за такую же цену.
Открытие в Испании
Российская продовольственная группа «Светофор» планирует в ближайшие месяцы обосноваться и в Испании, открыв свое европейское подразделение — сеть магазинов Mere. Об этом недавно сообщил ее испанский генеральный директор Андрей Мурзов. Компания собирается открыть точки в Мадриде, Мурсии, Валенсии, Каталонии и Андалусии. Испания не первая страна ЕС, куда пришли Mere: их магазины уже функционируют в Румынии, бывшей Восточной Германии и Польше. А на постсоветском пространстве «Светофор» — лидер сектора дисконтных продуктовых магазинов: в России, Белоруссии и странах Средней Азии открыты более 800 точек.
На бизнес-модели особенности компании не заканчиваются. Ее владельцы, братья Шнайдеры из Красноярска (сибирского промышленного города с населением чуть более миллиона жителей) предпочитают не привлекать внимания и вести сдержанный образ жизни, такой далекий от типичных российских экстравагантных олигархов. «Это очень закрытые люди. Я удивился, когда узнал, что у них даже пресс-службы нет», — рассказал нам корреспондент издания Forbes, попросивший не называть его имени. На их сайте указан лишь адрес головного офиса в Сибири, и никаких номеров телефонов.
Крайняя осмотрительность семьи Шнайдер может быть вызвана несколькими причинами. Во-первых, Россия — страна низкой правовой определенности. Не перечесть случаев, когда бизнесмены с политическими связями или высокопоставленные чиновники, пользуясь своим положением, отбирали у конкурентов контроль над стабильными и процветающими предприятиями. За примером далеко ходить не надо: в 2018 году основатель сети магазинов сниженных цен «Магнит» Сергей Галицкий продал свои акции государственному банку ВТБ по цене гораздо ниже рыночной. Ходили слухи о давлении на него с целью заставить покинуть «Магнит».
К тому же, как объясняет корреспондент Forbes, «Светофор» — группа, «разделенная на отдельные юридические компании» с целью «сокращения налоговых платежей», поэтому чрезмерная заметность нецелесообразна, несмотря на большой успех компании.