Новое время (Украина): когда Байден позвонит Зеленскому?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
С момента инаугурации Джо Байдена прошло больше месяца. За это время президент США успел пообщаться с лидерами почти 40 стран, но президент Украины Владимир Зеленский пока не в их числе. Неужели Украина находится так низко в списке приоритетов США?

Подтверждением важности Украины для Соединенных Штатов является и заявление Байдена о поддержке Украины, сделанное в Мюнхене, и выделенная Пентагоном дополнительная поддержка нашим Вооруженным силам.

Впрочем, затишье на телефонной линии между президентами США и Украины — это сильный дипломатический сигнал Украине: «Мы вас поддерживаем, но плохо понимаем. Вы декларируете желание бороться с коррупцией, но сами ее стимулируете и защищаете. Это как?».

В Вашингтоне хорошо выучили урок общения официального Киева с МВФ, в отношениях с которым украинское правительство имеет привычку забывать о выполнении обязательств на следующий день после получения денег. Поэтому понимают, что звонок с Киевом нужно хорошо подготовить, дабы он не был воспринят как поддержка того, что последний год происходит в Украине.

В США заметили, что после инаугурации Байдена Зеленский сильно изменил модель поведения. Исключение Александра Дубинского из фракции «Слуги народа», принятие закона о реформе СБУ, санкции против Медведчука и активизация процессов против Коломойского — это круто, и американцами было воспринято очень хорошо, но пока выглядит как «window dressing» (показуха).

Да, Дубинский не во фракции, но, например, ответственности за участие в прослушивании совещания премьер-министра и председателя НБУ он до сих пор не понес. Медведчук под санкциями, но люди, связанные с Андреем Портновым, до сих пор курируют реформу судебной и правоохранительной системы в Украине. Нападки на людей Коломойского будто бы начались, но главное дело до сих пор не продвигается, и это выглядит весьма странно.

Особенно учитывая то, сколько времени оно уже расследуется.

Затишье долго продолжаться не может, поэтому Байден, конечно же, вскоре позвонит. Как только убедится, что его сигнал услышали и правильно поняли.
Многие полагают, что достаточной демонстрацией такого понимания было бы увольнение Андрея Ермака. И не только из-за многочисленных скандалов, связанных с его именем, но и потому, что год назад именно он был организатором и главным адвокатом прежнего «радикального разворота» политики Зеленского.

Однако гораздо более важными сейчас для репутации и будущего Украины были бы три системных сигнала, которые сейчас Зеленскому нужно отправить украинскому обществу (прежде всего) и миру.

Сигнал № 1: Стоп конвертам под куполом и политической коррупции

Зарплаты в конвертах для украинских парламентариев — некий «секрет Полишинеля». Всем известно, что это явление существует. Журналистские расследования фиксируют немало непонятных встреч представителей олигархов с топ-чиновниками и задают неудобные вопросы. Но к конкретным делам о подкупе парламентариев правоохранители пока не доходят. И все понимают, почему.

Мы настолько привыкли, что депутаты «берут», что стали воспринимать такое положение вещей почти нормой. Однако для наших западных партнеров это совсем не норма, а, скорее, ценностная аберрация, которую они не могут понять. Американцы знают, что этот «rule of envelope» при голосованиях в украинском парламенте до сих пор существует. И не могут понять: почему, если Владимир Зеленский с самого начала заявлял о борьбе с коррупцией, как об одном из своих главных приоритетов.

Попустительство конвертов под куполом — это словно гражданскому обществу вступать в «гонку вооружений» с олигархами. Это вступление в любимую игру олигархов на их поле, где общество всегда проигрывает из-за несопоставимых финансовых ресурсов.

Решить эту проблему президент может очень быстро и только политической волей «сверху». Хороший шаг для выполнения подписанной им же в сентябре 2020 году Антикоррупционной стратегии.

Сигнал № 2: Правосудие без влияния «предшественников»

На всеукраинском форуме «Украина 30. Развитие правосудия», который состоялся в Киеве в первых числах марта, Владимир Зеленский сказал немало правильных слов о реформировании судебной системы, создании честного и независимого суда. Реальность, впрочем, выглядит несколько иначе.

То, что в судебной системе до сих пор работают люди типа одиозного судьи Павла Вовка, который позволяет себе игнорировать вызовы в Высший антикоррупционный суд, а в Офисе президента продолжает работать Олег Татаров, почему-то недосягаемый для правосудия, гласит: «Киев, у нас проблемы».

Очищение украинских судов является совместной задачей не только общественных активистов или антикоррупционных органов, но и прежде всего президента.

И даже если Зеленский верит в то, что Татаров и Вовк — «хорошие парни», и на них просто «наезжают соросята», то для украинской судебной системы их присутствие на должностях — это четкий сигнал: ничего не изменилось, можно брать, как при «предшественниках». И этот сигнал «программирует» мотивацию и влияет на ежедневные действия тысяч судей по всей стране. Это ежедневно убивает надежду людей на справедливость и, что важнее, уничтожает репутацию Украины.

Сигнал № 3: «Zero tolerance» к политическому давлению на антикоррупционные органы

Многочисленные противники антикоррупционной инфраструктуры и НАБУ, в частности, в украинской власти пытаются перевести дискуссию на личности — в плоскость «Артем Сытник не справляется с обязанностями». Но дело здесь не в профессионализме Сытника, а в попытке использовать инструменты политического давления для того, чтобы «очертить красные линии» для будущих директоров Национального антикоррупционного бюро. Мол, вот что происходит с теми, кто осмеливается противостоять системе и считает себя свободным от имеющихся политических «раскладов».

Повторюсь. Вопрос не в том: Сытник хороший или плохой. Эффективный или не очень. Вопрос в том, что он — точно не самая большая проблема, и его точно нельзя увольнять по политическим мотивам. Потому что это «запрограммирует» систему на будущее и будет сигналом всем его преемникам и коллегам-расследователям: «Захочешь поймать большую рыбу — будешь уволен». Это создает для следственных органов «политическую мотивацию», что недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Поэтому, когда европейские парламентарии в своей резолюции от 11 февраля 2021 года по имплементации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС назвали НАБУ эффективным антикоррупционным учреждением страны и одновременно выразили сожаление по поводу того, что антикоррупционные институты Украины атакуются со стороны депутатов Верховной Рады, они защищали не Сытника. Они защищали директора НАБУ от увольнения по политическим мотивам.

Зато в Верховной Раде депутаты «Слуги народа» начали сбор подписей на проведение внеочередной сессии для увольнения Сытника. И это во время визита в Украину президента Европейского Совета.

С позиции Вашингтона это выглядит очень плохо. Чтобы это изменить, Президенту следовало бы гарантировать НАБУ независимость и готовиться к проведению честного конкурса на должность директора НАБУ. Как это правильно делается, предыдущее правительство показало на примере конкурса в НАЗК, победитель которого Александр Новиков не побоялся заявить об уголовных нарушениях в партии власти — «Слуга народа». Никакой политики. Только юридическая оценка. Так и должны работать независимые институты.

В Америке есть популярная пословица: «Perception is reality». Если в глазах даже наших друзей украинская власть выглядит несколько неискренной, то это вопрос к тому восприятию себя, которое она производит. Изменить это восприятие возможно. Но нужно продемонстрировать преданность собственным заявлениям, что проявляется в системных шагах.

На Западе ждут четких сигналов от Украины. Показательно, что проукраинское выступление Джо Байдена и жесткая риторика в адрес Кремля прозвучали на той же конференции, где в 2007 году Владимир Путин выступил со своей «мюнхенской речью». Которую многие аналитики расценили как «анонс» новой холодной войны. Нападения на Грузию в 2008 г. и Украину в 2014 г. показали, что такие выводы имели под собой основание.

Джо Байден — давний друг Украины и разбирается в украинских делах, как, наверное, ни один из президентов США до него. То, что он выбрал площадку Мюнхенской безопасности конференции для поддержки Украины и «ответы Путину», свидетельствует о том, что мы важны для своих друзей.

Теперь пришло время дать сигнал им, что эта важность — взаимная.

Обсудить
Рекомендуем