Подтверждением важности Украины для Соединенных Штатов является и заявление Байдена о поддержке Украины, сделанное в Мюнхене, и выделенная Пентагоном дополнительная поддержка нашим Вооруженным силам.
Впрочем, затишье на телефонной линии между президентами США и Украины — это сильный дипломатический сигнал Украине: «Мы вас поддерживаем, но плохо понимаем. Вы декларируете желание бороться с коррупцией, но сами ее стимулируете и защищаете. Это как?».
В Вашингтоне хорошо выучили урок общения официального Киева с МВФ, в отношениях с которым украинское правительство имеет привычку забывать о выполнении обязательств на следующий день после получения денег. Поэтому понимают, что звонок с Киевом нужно хорошо подготовить, дабы он не был воспринят как поддержка того, что последний год происходит в Украине.
В США заметили, что после инаугурации Байдена Зеленский сильно изменил модель поведения. Исключение Александра Дубинского из фракции «Слуги народа», принятие закона о реформе СБУ, санкции против Медведчука и активизация процессов против Коломойского — это круто, и американцами было воспринято очень хорошо, но пока выглядит как «window dressing» (показуха).
Да, Дубинский не во фракции, но, например, ответственности за участие в прослушивании совещания премьер-министра и председателя НБУ он до сих пор не понес. Медведчук под санкциями, но люди, связанные с Андреем Портновым, до сих пор курируют реформу судебной и правоохранительной системы в Украине. Нападки на людей Коломойского будто бы начались, но главное дело до сих пор не продвигается, и это выглядит весьма странно.
Особенно учитывая то, сколько времени оно уже расследуется.
Затишье долго продолжаться не может, поэтому Байден, конечно же, вскоре позвонит. Как только убедится, что его сигнал услышали и правильно поняли.
Многие полагают, что достаточной демонстрацией такого понимания было бы увольнение Андрея Ермака. И не только из-за многочисленных скандалов, связанных с его именем, но и потому, что год назад именно он был организатором и главным адвокатом прежнего «радикального разворота» политики Зеленского.
Однако гораздо более важными сейчас для репутации и будущего Украины были бы три системных сигнала, которые сейчас Зеленскому нужно отправить украинскому обществу (прежде всего) и миру.
Сигнал № 1: Стоп конвертам под куполом и политической коррупции
Зарплаты в конвертах для украинских парламентариев — некий «секрет Полишинеля». Всем известно, что это явление существует. Журналистские расследования фиксируют немало непонятных встреч представителей олигархов с топ-чиновниками и задают неудобные вопросы. Но к конкретным делам о подкупе парламентариев правоохранители пока не доходят. И все понимают, почему.
Попустительство конвертов под куполом — это словно гражданскому обществу вступать в «гонку вооружений» с олигархами. Это вступление в любимую игру олигархов на их поле, где общество всегда проигрывает из-за несопоставимых финансовых ресурсов.
Решить эту проблему президент может очень быстро и только политической волей «сверху». Хороший шаг для выполнения подписанной им же в сентябре 2020 году Антикоррупционной стратегии.
Сигнал № 2: Правосудие без влияния «предшественников»
На всеукраинском форуме «Украина 30. Развитие правосудия», который состоялся в Киеве в первых числах марта, Владимир Зеленский сказал немало правильных слов о реформировании судебной системы, создании честного и независимого суда. Реальность, впрочем, выглядит несколько иначе.
То, что в судебной системе до сих пор работают люди типа одиозного судьи Павла Вовка, который позволяет себе игнорировать вызовы в Высший антикоррупционный суд, а в Офисе президента продолжает работать Олег Татаров, почему-то недосягаемый для правосудия, гласит: «Киев, у нас проблемы».
Очищение украинских судов является совместной задачей не только общественных активистов или антикоррупционных органов, но и прежде всего президента.
И даже если Зеленский верит в то, что Татаров и Вовк — «хорошие парни», и на них просто «наезжают соросята», то для украинской судебной системы их присутствие на должностях — это четкий сигнал: ничего не изменилось, можно брать, как при «предшественниках». И этот сигнал «программирует» мотивацию и влияет на ежедневные действия тысяч судей по всей стране. Это ежедневно убивает надежду людей на справедливость и, что важнее, уничтожает репутацию Украины.
Сигнал № 3: «Zero tolerance» к политическому давлению на антикоррупционные органы
Многочисленные противники антикоррупционной инфраструктуры и НАБУ, в частности, в украинской власти пытаются перевести дискуссию на личности — в плоскость «Артем Сытник не справляется с обязанностями». Но дело здесь не в профессионализме Сытника, а в попытке использовать инструменты политического давления для того, чтобы «очертить красные линии» для будущих директоров Национального антикоррупционного бюро. Мол, вот что происходит с теми, кто осмеливается противостоять системе и считает себя свободным от имеющихся политических «раскладов».
Поэтому, когда европейские парламентарии в своей резолюции от 11 февраля 2021 года по имплементации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС назвали НАБУ эффективным антикоррупционным учреждением страны и одновременно выразили сожаление по поводу того, что антикоррупционные институты Украины атакуются со стороны депутатов Верховной Рады, они защищали не Сытника. Они защищали директора НАБУ от увольнения по политическим мотивам.
Зато в Верховной Раде депутаты «Слуги народа» начали сбор подписей на проведение внеочередной сессии для увольнения Сытника. И это во время визита в Украину президента Европейского Совета.
С позиции Вашингтона это выглядит очень плохо. Чтобы это изменить, Президенту следовало бы гарантировать НАБУ независимость и готовиться к проведению честного конкурса на должность директора НАБУ. Как это правильно делается, предыдущее правительство показало на примере конкурса в НАЗК, победитель которого Александр Новиков не побоялся заявить об уголовных нарушениях в партии власти — «Слуга народа». Никакой политики. Только юридическая оценка. Так и должны работать независимые институты.
В Америке есть популярная пословица: «Perception is reality». Если в глазах даже наших друзей украинская власть выглядит несколько неискренной, то это вопрос к тому восприятию себя, которое она производит. Изменить это восприятие возможно. Но нужно продемонстрировать преданность собственным заявлениям, что проявляется в системных шагах.
На Западе ждут четких сигналов от Украины. Показательно, что проукраинское выступление Джо Байдена и жесткая риторика в адрес Кремля прозвучали на той же конференции, где в 2007 году Владимир Путин выступил со своей «мюнхенской речью». Которую многие аналитики расценили как «анонс» новой холодной войны. Нападения на Грузию в 2008 г. и Украину в 2014 г. показали, что такие выводы имели под собой основание.
Джо Байден — давний друг Украины и разбирается в украинских делах, как, наверное, ни один из президентов США до него. То, что он выбрал площадку Мюнхенской безопасности конференции для поддержки Украины и «ответы Путину», свидетельствует о том, что мы важны для своих друзей.
Теперь пришло время дать сигнал им, что эта важность — взаимная.