Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в прошлом месяце заявил о том, что, хотя Евросоюз и является для России крупнейшим торговым инвестиционным партнером, Москва готова «порвать связи» с ним из-за критики в отношении заключения в тюрьму оппозиционного лидера Алексея Навального.
Он также отметил, что Россия работает с Евросоюзом лишь в нескольких областях, контакты с ним носят «спорадический» характер и, в основном, относятся к энергетике, а также к таким вопросам внешней политики, как Сирия и Иран. Кремль позднее попытался смягчить комментарий министра иностранных дел и отрицал наличие планов о прекращении дипломатических контактов, однако такие шаги, судя по всему, могут обсуждаться в ответ на санкции Евросоюза, затрагивающие чувствительные области экономики.
Идея общего дома
Шведский солдат Филипп Иоганн фон Штраленберг (Philipp-Johann von Strahlenberg) еще в XVIII веке называл Уральские горы границей между Россией и Европой (так в оригинале текста, — прим. ИноСМИ), и эта точка зрения активно поддерживалась русскими, участвовавшими в программе вестернизации (westernization), проводившейся царем Петром Великим. В 1962 году президент Франции Шарль де Голль предложил создать «Европу от Атлантики до Урала», и эта идея общеевропейского дома была подхвачена позднее советскими лидерами Леонидом Брежневым и Михаилом Горбачевым. Президент Борис Ельцин (период его президентства 1991 — 1999 год) проводил в жизнь эту концепцию, однако его попытки преобразовать Россию на основе европейской модели не привели к включению России в европейскую политическую структуру и структуру безопасности, а также не снизили характерную для холодной войны напряженность. Вместо этого приверженность Москвы концепции либерализма привела к образованию суверенного неравенства, при котором Евросоюз стал учить Россию либеральным нормам, а также пытался оказывать влияние на внутренние российские дела, тогда как влияние России за пределами ее собственных границ считалось незаконным и определялось как «вмешательство».
Позицию Евросоюза с самого начала нельзя было считать жизнеспособной, поскольку она основывалась на суверенном неравенстве. Демократия продвигалась вперед тогда, когда Запад присваивал себе право распространять либеральные ценности в российском гражданском обществе и формировать политическую оппозицию, однако эта демократия подвергалась критике каждый раз, когда Россия пыталась оказывать влияние на Запад. Москва придерживалась противоположной точки зрения, она считала, что власть и ценности нельзя оторвать друг от друга; кроме того, отказ включить Россию в такие европейские институты как Организация Североатлантического договора (НАТО) и Евросоюз привел к сохранению структур холодной войны, а также закрепил расхождение основных российских и европейских интересов в области безопасности.
Ошибки Европы
Поддержка Западом восстания на Украине в 2014 году, а также непреклонное продвижение Евросоюза в направлении граничащих с Россией государств вызывают сильное недовольство в Москве, а претензии Евросоюза на монополию в области европейских ценностей и идентичности лишь подогревает эту враждебность. Кремлевская концепция «Большой Европы» теперь заменена более осуществимой инициативой «Большой Евразии», и Россия теперь смотрит на восток в поисках экономических связей и институциональной интеграции. В настоящее время акцент делается на суверенитете и независимости России — на смену идее о единой европейской цивилизации пришла концепция о соперничестве в области ценностей, а вместо более тесного сотрудничества с Брюсселем интеграционные инициативы России и Европы пойдут разными путями.
Российские либералы
Еще со времен Французской революции, периода правления Наполеона и восстания декабристов против царя Россия с подозрением относится к либеральным политическим движениям, в результате чего российские либералы вынуждены идентифицировать себя с иностранными коллегами и восприниматься в качестве пятой колонны. После унижения России в войне с Японией в 1905 году российские либералы направляли поздравительные сообщения императору Японии, а также использовали трудности в период первой мировой войны для делегитимации царской власти, однако именно большевикам удалось захватить власть в возникшем хаосе. Исключение России из послевоенной Европы возродило недоверие к местным либералам, которые с воодушевлением отнеслись к поддержке Западом цветных революций и стали ожидать смены режима после каждого уличного протеста в России. Американский президент Джо Байден, обещавший поначалу проводить основанную на ценностях дипломатию, теперь берет на вооружение доказавший свою несостоятельность вашингтонский набор инструментов, состоящий из санкций и применения силы.
Визит в Москву главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля, который и стал причиной резких высказываний г-на Лаврова, показывает, что усилия, направленные на перезагрузку отношений, не приносят результата, если взаимные ожидания относительно формы и природы связей сильно расходятся. Москва отвергает попытки Евросоюза вмешиваться в ее внутренние дела, тогда как Брюссель сталкивается с неуважительным к себе отношением и получает отпор. Россия переключается с концепции «Большой Европы» на концепцию «Большой Евразии», и возникающее дипломатическое разобщение может оказаться целесообразным до того момента, пока не будет осознана новая реальность. Парадокс заключается в том, что акцент России на «Большую Евразию» может улучшить климат для российских либералов, поскольку ответственное либеральное присутствие в российское политической системе является необходимым, и это может произойти с помощью отделения либерализма от соперничества великих держав.
Индия, которая подвергается все более внимательной международной проверке по поводу нарушения прав человека, должна внимательным образом изучить конфликт между Евросоюзом и Россией и сделать соответствующие выводы.
Кришнан Сринивасан — бывший министр иностранных дел.