Как сообщают источники, Королевские ВМС будут постоянно присутствовать за Полярным кругом, чтобы противостоять стратегическому преимуществу России в контроле над торговыми путями, которые откроются для навигации по мере таяния ледяного покрова.
На фоне опасений по поводу того, в результате изменения климата Москва может установить контроль над полярными регионами, в ближайшие месяцы в состав многонациональной оперативной группы в Баренцевом море войдет британский фрегат.
В долгожданном аналитическом докладе по вопросам обороны, безопасности и внешней политики, который будет опубликован в следующий вторник, изменение климата будет названо «серьезной угрозой безопасности». По словам источников в Уайтхолле, в документе «Глобальная Британия в эпоху конкуренции» (Global Britain in a Competitive Age) будет четко обозначена «угроза, которую представляет изменение климата для стабильности во всем мире».
В преддверии международной конференции по климату КС-26, которая состоится в ноябре, министр иностранных дел Доминик Рааб (Dominic Raab) посетит Эстонию и Норвегию для проведения переговоров по вопросу угрозы, исходящей от России, и изменении климата.
Перед отъездом он заявил: «Великобритания намерена оказывать поддержку нашим близким друзьям в Скандинавии и Балтийском регионе — как в военном плане, так и в борьбе с дезинформацией, распространяемой Россией, и ее дестабилизирующей деятельностью в регионах. Перед лицом таких проблем, как изменение климата и защита полярных регионов, необходимость объединения стран-единомышленниц как никогда важна».
Кроме того, есть опасения, что Россия и Китай могут использовать новые морские пути, которые появляются за Полярным кругом по мере таяния льдов, в своих интересах.
Источник в военно-морском ведомстве Великобритании сказал: «Процветание мира зависит от торговли. Если торговые пути откроются для навигации, мы должны быть уверены, что они останутся открытыми и не будут под контролем одной-двух стран».
В сентябре прошлого года для защиты прав на свободу судоходства за Полярный круг были отправлены два многоцелевых истребителя ВВС Великобритании «Тайфун» (Typhoon) и фрегат ВМС Великобритании типа 23 «Сазерленд» (Sutherland). Впервые за 20 с лишним лет ВМФ Великобритании возглавил многонациональную оперативную группу в этом регионе. Британские корабли приблизились к российскому побережью на расстояние 50 морских миль. Северный флот России базируется в соседнем Североморске, а Балтийский — в Калининграде, российском эксклаве, расположенном между Польшей и Литвой.
Морские пути, открывшиеся в результате таяния льдов, потенциально могут сократить время в пути из Китая в Европу почти вдвое, что делает их весьма перспективными. По словам источников, знакомых с «объемным» аналитическим докладом, который подготовлен под руководством советника премьер-министра по вопросам внешней политики 40-летнего Джона Бью (John Bew), в нем содержатся многочисленные упоминания изменения климата.
Этот документ называют самым радикальным пересмотром вопросов обороны, безопасности и внешней политики со времен окончания холодной войны.
Одним из авторов этого документа является генерал-полковник Ричард Нуджи (Richard Nugee), возглавляющий отдел политики Министерства обороны в условиях изменения климата. Ему также было поручено провести анализ в области немедленного реагирования Министерства обороны на то, что источник в оборонном ведомстве назвал «одной из наиболее значительных проблем, стоящих как перед Великобританией, так и перед министерством обороны».
Климатические угрозы безопасности
• Повышение температуры в таких регионах, как западноафриканский Сахель, способствуют засухе, обострению конфликтов из-за ресурсов и приводит к росту влияния и укреплению позиций экстремистских группировок, таких как «Боко Харам» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. ред.) и «Аль-Каида» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. ред.). Военное руководство опасается, что эти конфликты могут перекинуться на соседние страны и усугубить миграционный кризис.
• За Полярным кругом в результате таяния льдов открываются новые морские пути у границ России. Эти перспективные новые маршруты, которые могли бы сократить время транзита из Китая в Европу почти наполовину, могут стать предметом спора.