30 ноября 2020 года журналистка российского канала RT выразила особое возмущение Францией: «Французские СМИ несут полную чушь». За несколько дней до того издание Challenges раскрыло содержание телефонной беседы Эммануэля Макрона и Владимира Путина. В статье: «Вакцина: Путин просит помощи Макрона» утверждалось, что российский лидер обратился в Елисейский дворец за поддержкой в продвижении и производстве вакцины «Спутник V». «Россия не нуждается во Франции», — ответила на это российская журналистка.
Затем полемика перекинулась на Европарламент. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель (Josep Borrell) был возмущен позицией России и, в частности, словами пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, который назвал продукт AstraZeneca вакциной для обезьян.
Дипломатическое оружие
С лета вокруг российской вакцины без конца бушевала полемика. Причиной тому стало несколько пренебрежительное (или недоверчивое) отношение к России, а также поведение Путина, который превратил вакцину в дипломатическое оружие. 11 августа президент объявил, что «Спутник» будут использовать с осени, тогда как западные лаборатории на тот момент еще ничего не говорили о результатах своих исследований. Президент назвал вакцину «первой» в мире, обошедшей Запад и Китай. Само ее название призвано напомнить о подвиге СССР в 1957 году (запуск первого искусственного спутника Земли). Для усиления эффекта Путин сообщил, что его дочери сделают инъекцию.
Всемирная организация здравоохранения ограничилась пресс-релизом о необходимости соблюдать действующие протоколы и регламенты, а также провести все фазы испытаний перед выводом вакцины на рынок. Иммунолог Энтони Фаучи (Anthony Fauci), главный американский эксперт по коронавирусу (он не побоялся пойти против Дональда Трампа), не скрывал сомнений: «Надеюсь, что Россия и Китай проведут испытания перед вакцинацией». В начале сентября несколько ученых выступили с резкой критикой России. Опубликованные изданием The Lancet первые результаты исследований вызвали у них вопросы. На фоне сложившихся представлений о России вакцина «Спутник V» стала восприниматься западной общественностью как второсортный продукт.
Приглашение Кремля
В начале февраля произошел поворотный момент: официальное исследование признало эффективность «Спутника V» на отметке более 91 процента. Поэтому он мог на равных играть с главными западными вакцинами. Для многих ученых это не стало неожиданностью. «Россия — один из главных научных партнеров Национального центра научных исследований, — подчеркивает замдиректора центра Шанталь Кан-Малек (Chantal Kahn-Malek). — Меня всегда очень раздражает, когда на российскую науку смотрят свысока. У России есть прекрасные ученые во многих областях, таких как физика, математика или биология. Я не удивлена тем, что они так быстро разработали собственную вакцину». Несколько дней назад Европейское агентство лекарственных средств запустило процесс одобрения российской вакцины. В случае успеха ее выпуском может заняться немецкий производитель. Две европейские страны (Венгрия и Чехия) уже получили первые партии «Спутника V». Министр обороны Жан-Ив Ле Дриан (Jean-Yves Le Drian), теперь утверждает, что «у вакцин, как и у вирусов, нет национальности». Скептики помалкивают, а Владимир Путин смакует реванш.