Forbes (США): почему после введения новых правил конфиденциальности не стоит пользоваться приложением Gmail на айфоне

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор признает страшную правду, о которой мы давно догадывались: «Google так же, как и Facebook, является машиной сбора данных». Дальше автор пытается смягчить шок от этого признания, рассказывая нам о «сквозном шифровании» и других технологиях сохранения конфиденциальности. Но эти технологии стоят денег. И от этого осадок еще более неприятный.

Если вы входите в число сотен миллионов людей, пользующихся приложением Gmail на айфоне, новые правила Google о сборе данных должны стать для вас серьезным предостережением. Вам следует немедленно удалить это приложение со своего телефона, и вот почему.

Появившаяся на этой неделе новость о том, что Google не станет разрабатывать новые тайные методы отслеживания пользователей в интернете, очень позитивная. Если проигнорировать то обстоятельство, что сейчас ведется расследование в отношении нынешней позиции компании в вопросах отслеживания, хорошо то, что Google наконец пошел по следам Apple в вопросах конфиденциальности, решив не отставать от лидера.

Защита конфиденциальности пользователей — это философский вызов, причем возможные ответы на этот вызов — взаимоисключающего свойства. Ты либо веришь, что защищать конфиденциальность правильно, либо нет. А если ты ставишь галочки, а времена вокруг тебя меняются, то это довольно пустое занятие. Являешься ли ты фанатом Apple или Google, iPhone или Android, Safari или Chrome, тебе все равно известно, что конфиденциальность лежит в сердцевине ДНК компании Apple. Но к Google это ни в коей мере не относится.

Джейк Мур (Jake Moore) из ESET отмечает: «Apple постоянно твердит о защите конфиденциальности и изо всех сил давит на газ в попытке защитить данные пользователей. А поскольку данные в XXI веке уверенно превратились в главную валюту, Apple, как и всегда, думает о своих методах работы нетривиально».

В последние дни появляются все новые доказательства этого. Google, пусть и запоздало, но тоже начал говорить о конфиденциальности своих самых популярных приложений из магазина, в том числе YouTube и Gmail. И таких приложений будет все больше. Я уверен, это просто злосчастное совпадение, что Google перестал обновлять эти приложения как раз в тот момент, когда Apple решил, что любые обновления должны сопровождаться сообщениями о конфиденциальности. И вот только сейчас Google возобновил эту работу.

Такие правила конфиденциальности многое изменили в мире, где владельцы смартфонов и информация о них превратились в продукт, приводящий в движение колоссальную по своим размерам отрасль мобильной рекламы. Когда приложение на вашем телефоне может получить доступ к любой имеющейся в нем информации, а затем использовать ее с помощью алгоритмов, дабы наилучшим способом манипулировать вами, принуждая покупать товары и услуги, это очень плохо.

Кое-кто говорит, что Google мог заниматься этим тайно, скрывая тот факт, что он занимается сбором данных. Я сомневаюсь, что такое возможно на любом уровне. Есть и другая теория. Если вам нужно пройти по минному полю, то пусть первым по нему пройдет кто-то другой. Буря в мировых СМИ, которые ждали результатов внедрения новых правил конфиденциальности Apple, как раз и стала таким минным полем, а Google получил возможность понаблюдать за тем, как по пройдет Facebook, и сделать для себя выводы.

Различные оплошности Facebook не только проложили нечто вроде пути. Они также ослабили внимание СМИ. Какое-то время новые правила конфиденциальности были горячей новостью, но потом интерес к ним неизбежно угас. Здесь определенно отсутствует преимущество первопроходца. Появились бесчисленные статьи о введении правил конфиденциальности Facebook, причем весьма тревожные. В частности, злоключения WhatsApp превратились в нечто вроде лавины, усиливающейся с каждым новым порывом ветра. Google начал действовать с запозданием и постепенно, что вызывает более приглушенную реакцию.

Итак, поговорим о Gmail. Это почтовое приложение Google, являющееся самым популярным в магазине приложений Apple, наконец-то получило правила конфиденциальности. Теперь мы видим каждую категорию данных, которыми Gmail может воспользоваться, собирая и обрабатывая их в своих целях. Конечно же, на них теперь распространяется политика конфиденциальности.

Google, так же как и Facebook, является машиной сбора данных. А когда дело доходит до платформ типа Gmail, привязанных к вашему аккаунту в Google и прочим используемым вами сервисам, возникает множество способов собрать о вас данные и проследить за вашей активностью.

Правила конфиденциальности Gmail не очень приятны. Вы с ними познакомитесь. Отличия от Mail компании Apple поразительны, поэтому лучше сравнить их с Outlook. Правила Gmail намного длиннее, и они фиксируют ваши идентификаторы в каждой категории. Gmail также является единственным из этих трех почтовых приложений на базе iOS, которое в своих правилах конфиденциальности честно отмечает, что передает ваши идентификационные данные и данные геолокации рекламодателям.

«Картинка дороже тысячи слов, — отмечает специалист по безопасности Шон Райт (Sean Wright). — Если сравнить эти приложения, становится предельно ясно, в чем заключаются различия».

В ответ на эту историю эксперты Google рассказали мне, что собранные ими данные «используются для оказания персональной помощи в поиске продукции Google, включая ускорение поиска и автоматизированные рекомендации, когда пользователь в любой момент может сам решить, какую активность в аккаунте сохранить, а какую удалить». Компания также отметила: «Google больше не будет использовать идентификатор для рекламодателей IDFA и прочую информацию в объеме политики прозрачности отслеживания приложений Apple на iOS для персонализированной рекламы и измерений, относящихся к рекламе».

Эксперты Google также указали мне на комментарии, с которыми выступил генеральный директор компании Сундар Пичаи (Sundar Pichai): «Мы не продаем вашу информацию никому, мы не используем в целях рекламы информацию из приложений, где вы в основном храните свой личный контент, таких как Gmail, Drive, Calendar и Photos. Это окончательно и бесповоротно». Компания отметила, что все подробности ее политики конфиденциальности можно найти в онлайновом центре поддержки.

Gmail может собирать большую часть конфиденциальной информации на основе того, как вы используете эту платформу, каким бы приложением или браузером вы ни пользовались. Он запоминает разницу между реальным контентом в приложениях и метаданными вокруг вас. Ваш телефон также предоставляет поля данных, к которым у Google может не быть доступа. Это ваше местоположение, ваши контакты, ваша история поиска и так далее. Правила конфиденциальности — это просто указатель того максимума, который разрешен приложению при сборе данных. Они не говорят нам точно, какие данные приложение берет, и в каких целях. Мы узнаем лишь то, что нам надо знать.

Томми Миск (Tommy Mysk), который вместе с другими исследователями обнаружил, что TikTok шпионит в буферах обмена iOS, а Facebook скачивает ссылки пользователей, объясняет: «Приложение Gmail способно собрать больше информации, чем Gmail в браузере. Но большинство проблем, поднятых правилами конфиденциальности, сохраняется везде, где вы пользуетесь Gmail. У Google гигантские вычислительные возможности. Они могут сделать выводы по любым данным из своей серверной службы».

Это верно. Но если мы не выбираем приложения для установки, исходя хотя бы отчасти из тех данных, которые они о нас собирают, то мы подаем сигнал о том, что все двери к нашей информации широко открыты, и можно делать что угодно. Если вы входите в Gmail на своем айфоне через браузер или через почтовую программу Apple, Google собирает меньше данных о вас, а вы лучше контролируете ситуацию. Вы подаете сигнал. А что касается того, что Google собирает много данных на стороне сервера — что ж, это может стать причиной для полного отказа от Gmail.

Директор по информационной безопасности Cyjax Иэн Торнтон-Трамп (Ian Thornton-Trump) предупреждает, что при отсутствии каких бы то ни было мер контроля «коллекция» всех этих единиц информации будет закачана в модель искусственного интеллекта, которая может задать множество этических вопросов, связанных с вашей входящей почтой. Подтверждение покупок может указать на состояние здоровья, на семейное положение, на политические и религиозные убеждения, на рождения и смерти… А не станет ли искусственный интеллект делать предложения, которые являются бестактными, неуместными и даже оскорбительными?

Я не хочу сказать, что Gmail предпринимает шаги в этом направлении. Google заявляет, что он следит не за контентом Gmail, а только за метаданными. Пользователи сами могут делать выводы о работающих за кулисами алгоритмах, исходя из поступающей к ним рекламы. «У меня часто возникает мысль, что электронная почта стала очень шумной, и теперь она почти неуправляема, и что сейчас формируется психологический портрет пользователя в интересах рекламы», — говорит Торнтон-Трамп.

Gmail не единственное приложение Google, привлекшее к себе повышенное внимание после раскрытия этой информации. Есть, например, приложение Classroom, которым вынуждены пользоваться многие родители, обучающие своих детей дома. Его правила конфиденциальности весьма тягостны с учетом того, для чего используется данное приложение, и что оно является обязательным по требованию многих школ.

«Основная бизнес-модель Google базируется на рекламе, — говорит Райт, — и это сказывается на том, в каком объеме они собирают данные частных пользователей. Можно сказать, что все нормально, что эта услуга бесплатная, но как насчет платных сервисов типа Workspace?»

Я не включил сюда YouTube компании Google, у которого правила конфиденциальности еще хуже, так как для рекламной платформы это в порядке вещей. Естественно, YouTube передает рекламодателям много таких данных. С приложениями, используемыми для работы и для частной переписки, ситуация иная. Но тревогу у пользователей Gmail должно вызывать то, что только каждое четвертое приложение Google сообщает об использовании данных пользователей для рекламы третьей стороны.

«Похоже, Google взял кучу презентаций Эдварда Сноудена, — говорит Торнтон-Трамп, — а потом заявил: «Надо этим воспользоваться. Представьте, какие у нас появятся маркетинговые и рекламные возможности, если мы будем следить за всем, что человек делает в онлайне».

Если говорить о Gmail, то здесь можно провести параллели с Facebook Messenger. Если вам известно, что какая-то компания занимается бизнесом, отыскивая и продавая ваши данные, вам следует подумать, какие данные вы готовы размещать открыто. WhatsApp, отвечая на негативную реакцию по поводу конфиденциальности, подчеркивает, что у него сквозное шифрование, то есть, он защищает ваш контент от начала до конца. Facebook Messenger вам это не даст. Gmail тоже. Правда, Google утверждает, что сам контент его не интересует.

Основатель и генеральный директор сервиса веб-почты с надежным шифрованием ProtonMail Энди Йен (Andy Yen) рассказал мне, что большие объемы персональных данных, собираемых Gmail, не должны никого удивлять. «Вся бизнес-модель Google основана на сборе максимально возможного количества информации о пользователях, потому что это выгодно рекламодателям и прочим третьим сторонам. Даже почтовый клиент Apple Mail собирает больше данных, чем ему нужно. Можно создать надежную электронную почту, собирая при этом минимум информации».

По словам Мура, владельцы айфонов с приложением Gmail ломают нужную Apple экосистему. Но поскольку Apple Mail позволяет использовать аккаунты Gmail, это может заставить таких людей перейти на «родное» приложение Apple Mail, дабы свести к минимуму утечку данных. Поэтому удаляйте приложение Gmail со своих айфонов. А если вы все-таки хотите его сохранить, то в качестве клиента можете использовать Apple Mail.

За последние два года было сделано очень многое для защиты вашей конфиденциальности, используете вы iPhone или Android. Но чтобы обеспечить такую защиту, надо использовать имеющиеся инструменты для деактивации систем отслеживания и ограничения сбора данных, а также судить о приложениях и сервисах по тем вольностям, которые они себе позволяют. Что будет дальше — это зависит от всех нас.

«Объемы связанных с нами данных могут давать огромные возможности и приносить колоссальный доход, — говорит Мур. — Но чем больше людей начнет понимать, какой торг идет за наши приложения, тем чаще компании станут отказываться от сбора таких данных».

Обсудить
Рекомендуем