Шанхай — Когда в Бразилии увольняют уже третьего министра здравоохранения за год, в худший для страны момент пандемии нового коронавируса, один вопрос неизбежен: что нужно, чтобы изменить ситуацию. Вакцина, управление, гражданственность. Список длинный.
О чем к сегодняшнему моменту мало говорили, так это о важности международного сотрудничества, а также о том, как его отсутствие не позволяет нам последовательно идти вперед в борьбе с пандемией.
Китай взял публичное обязательство вакцинировать 500 миллионов человек, 40 процентов населения страны, к июню этого года. Индия лидирует в сфере производства вакцин и реализует самую крупную в мире кампанию по вакцинации. В то же время находящаяся в состоянии политического отчаяния Бразилия, месяцами отрицавшая необходимость вакцинации, бегает за поставщиками, критикуя другие страны и игнорируя международные партнерства по распространению вакцин.
Несмотря на настойчивое желание идти вразрез с наукой, экономической рациональностью и гуманизмом, опыт Бразилии показывает, что любые серьезные меры, направленные на борьбу с пандемией, требуют от Бразилии сотрудничества с другими странами.
В 2020 году президент Жаир Болсонару выступал против какой-либо вакцины, особенно китайской. Его ближайшие сторонники неоднократно нападали на Китай, виня его в пандемии. В конце концов Болсонару даже заявил, что федеральное правительство не купит китайскую вакцину, и остановил процесс регистрации вакцины в Национальном агентстве по санитарному надзору.
Нападки федерального правительства на Пекин прекратились только в январе этого года после того, как Китай задержал поставку сырья для производства вакцины Институтом Бутантан. Из-за угрозы остановки производства рейтинг одобрения Болсонару резко упал.
Прекращение экстренной помощи, общественное мнение, все больше выступающее за вакцинацию, обострение пандемии в штате Манаус и плохое управление кризисом вынудили правительство разрешить китайской компании Huawei участвовать в тендере на создание сети 5G в Бразилии в обмен на быструю поставку сырья.
Индия тоже поспешила на выручку Бразилии, но с меньшим успехом. В рамках политического соревнования с губернатором штата Сан-Паулу Жуаном Дориа (João Doria) в вопросе начала вакцинации Болсонару объявил, что в страну специальным рейсом доставят два миллиона доз вакцины от AstraZeneca и Оксфордского университета, произведенных Serum Institute of India.
Правительство Индии, однако, в то время не разрешало экспортировать вакцину, пока не начнется вакцинация в стране. Неделей позже Индия заявила, что начнет отправку вакцины своим соседям и «ключевым партнерам». Бразилии в списке не было.
При отсутствии вакцины бразильское правительство было вынуждено воздержаться от голосования в ВТО по предложению Индии приостановить действие патентов на вакцины против covid-19. Так страна смогла не допустить дипломатического кризиса в отношениях с Индией и обеспечить непрерывные поставки вакцины.
В случае сотрудничества с Китаем, помимо вакцин и сырья, Бразилия получит также и технологии, которые совместно с публичной политикой и долгосрочными инвестициями могут создать условия для преодоления структурной зависимости страны от импорта вакцин. Сегодня это невозможно сделать из-за лобби крупных фармацевтических компаний и правительств, вроде США.
В отличие от переговоров с американской компанией Pfizer, в случае с китайской Sinovac Biotech или Serum Institute of India не было никаких сообщений о халатности, мошенничестве, злом умысле или других злоупотреблениях со стороны бразильского правительства в том, что касается контрактов на продажу вакцины в стране.
Косвенно Бразилия также выиграет и благодаря участию большего количества компаний в тендере на создание сети 5G. Разрешить Huawei участвовать на равных условиях — это не значит вручить победу какой-либо компании или стране. Так, к неудовольствию США, будут созданы условия для представления разных предложений.
Бразилия, Китай и Индия, а также Россия и ЮАР до сих пор сталкиваются с проблемами в развитии сотрудничества в сфере производства и распространения вакцин в рамках БРИКС. В 2020 году Россия стала первой страной, зарегистрировавшей вакцину против covid-19. После чего она предложила другим членам блока сотрудничество в производстве и распространении этой вакцины. В том же году Китай объявил, что его вакцина станет всемирным общественным благом, чтобы жители развивающихся стран смогли получить её по справедливой и разумной цене.
Однако страны БРИКС не смогли сформировать прочный совместный ответ на кризис в сфере здравоохранения в ходе прошедшего в России 12-го саммита. На международном уровне Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации GAVI предоставляет Бразилии 9,1 миллиона доз. Это в очередной раз доказывает, что изоляция не поможет справиться с кризисами, с которыми сталкивается страна. Пришло время сотрудничества.
Карин Васкес — научный сотрудник Центра изучения БРИКС при Фуданьском университете, Китай, адъюнкт-профессор и заместитель декана в Глобальном университете имени О.П. Джиндала (O.P. Jindal Global University), Индия