На данный момент с «ЕС отношений нет», сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во вторник на пресс-конференции после переговоров с китайским коллегой. Виноват в этом, по мнению главы российского внешнеполитического ведомства, разумеется, ЕС. Отношения с Москвой уничтожены «односторонними решениями Брюсселя».
Это классическая позиция в духе «держи вора», когда пытаются отвлечь внимание от собственных проступков, обвиняя других. Абстрагируясь от вопроса о том, всегда ли западные санкции правильно сбалансированы, можно сказать, что они всегда были ответом на злодеяния Москвы, а не наступательными действиями. Новый курс Кремля нацелен на то, чтобы отдалиться от Запада и таким образом оградить себя.
Самое позднее после того, как США и другие западные страны в 2014 году ввели санкции против Москвы из-за аннексии Крыма, президент Владимир Путин понял, что его непреодолимая страсть к экспансии не останется безнаказанной. Противоречащее нормам международного права присвоение украинского полуострова было попыткой сместить красную линию в пользу России. Но Запад продемонстрировал жесткую позицию.
С этого времени Путин осознал, что его политика ползущего присвоения бывших советских республик сталкивается с сопротивлением со стороны Запада. И с этого времени отношения систематически обостряются. Твиттер и Фейсбук должны быть запрещены в российском интернете, системное обеспечение Microsoft следует удалить с компьютеров российских госорганов и компаний, торговля в долларах приостановлена, создается платежная система вместе с Китаем, которая должна будет заменить западную SWIFT.
Этот процесс отдаления имеет свою цель и свою цену. Цель: Путин всеми средствами хочет как можно дольше остаться у власти и для этого при необходимости намерен жестко подавлять оппозицию. В этом случае западные санкции за счет разрыва всех связей должны будут ощущаться минимально.
Китай как новый партнер
Вместо этого он ищет сближения с Китаем и другими авторитарными государствами. С ними планируется создавать новые платежные системы, торговые цепочки и развивать сотрудничество. Китай действительно может организовать поставки многих видов продукции, которая сейчас поступает с Запада. А российская нефть, уголь и древесина пользуются спросом в Китае точно так же, как и в Европе.
Классическая ситуация в духе «и волки сыты, и овцы целы»? Вовсе нет, потому что цена слишком высока: по сравнению с Китаем Россия — всего лишь младший брат. Вместе с тем и западные компании теряют привлекательный рынок на востоке. Еще есть время изменить курс, господин Путин!