Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): активизация политики России в регионе Персидского залива

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит Лаврова в начале марта в ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию стал свидетельством интенсификации политических и экономических контактов в регионе. Москва играет важную роль в этой части мира и старается склонить членов неформального антииранского союза ослабить связи с США, предлагая собственные концепции коллективной безопасности.

9-11 марта министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров посетил с рабочим визитом три арабские монархии: ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию. Во время пребывания во втором он провел встречу, в которой приняли участие его катарский и турецкий коллеги. После переговоров было объявлено о создании трехстороннего консультационного формата по Сирии. Поездку Лаврова предваряли состоявшиеся в конце прошлого — начале этого года визиты глав МИД всех вышеперечисленных стран в Москву.

Комментарий

Поездка Лаврова в арабские страны служит доказательством того, что с 2015 года Россия сумела наладить с ними активные политические и экономические отношения, играя важную роль в политике в этой части мира. Визит российского министра состоялся на фоне возрастающего в арабских странах Персидского залива беспокойства в связи с изменением политики Вашингтона. С одной стороны, он отказался от стратегии «максимального давления» на Тегеран и стал искать консенсус по вопросу иранской ядерной программы, а с другой — дистанцировался от Саудовской Аравии (ограничение поставок вооружений, неформальный бойкот наследника саудовского престола Мухаммеда бен Салмана).

Стратегическая цель российской политики в регионе заключался в расшатывании неофициального антииранского американо-арабского союза в Персидском заливе. Поддерживающая близкие отношения с Тегераном Москва старается убедить арабские страны отдалиться от США и попытаться напрямую договориться с Ираном в рамках созданной ей и вновь выдвинутой в 2019 году инициативы по созданию системы коллективной безопасности в Заливе. Представляется, однако, что эти предложения не найдут благодатной почвы: арабские монархии не доверяют Тегерану, а поэтому вряд ли откажутся увязывать свою безопасность с отношениями с Вашингтоном. Россия, которая не встает ни на одну из сторон в конфликте и поддерживает хорошие отношения как с Ираном, так и с арабскими странами, повышает свою ценность в глазах каждой из них и наращивает свои влияния в регионе.

Важной темой на переговорах Лаврова, а также на трехсторонней встрече в Катаре с турецким министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) была ситуация в Сирии. Посещенные главой российского МИД государства в ходе гражданской войны в этой стране поддерживали вооруженную оппозицию и стремились сместить с поста президента Башара Асада, смотря на конфликт в Сирии через призму своего соперничества с Ираном (тот наряду с Россией выступал основным союзником Асада). Сейчас Москва стремится склонить арабские монархии смириться с поражением оппозиции. В список ее конкретных предложений входят возвращение Сирии места в Лиге арабских государств, возобновление экономических отношений с ней, участие в финансировании ее послевоенного восстановления и побуждение оппозиции принять условия Асада в рамках проходящего под эгидой ООН переговорного процесса, нацеленного на преодоление внутреннего конфликта.

В первую очередь этому призван служить новый консультационный трехсторонний формат, о создании которого объявили в Катаре. Он дополнит Астанинский формат, созданный в 2016 году Россией, Турцией и Ираном. Таким образом Москва привлекает к процессу урегулирования сирийского конфликта по меньшей мере одно из суннитских арабских государств. Пока на ее убеждения поддаются в первую очередь Объединенные Арабские Эмираты, которые уже в 2018 году вновь открыли посольство в Дамаске, а сейчас призывают вернуть Сирию в Лигу арабских государств и открыто критикуют американские экономические санкции в отношении режима Асада. Тем не менее перспектива политического разрешения сирийского конфликта остается туманной: ни Эр-Рияд, ни Анкара, ни западные столицы не готовы признать Асада законным президентом.

Возрастает также экономическое значение отношений России с арабскими странами Персидского залива. Ее основной торговый партнер в регионе — ОАЭ. Торговый оборот с этой страной составлял, по данным на 2020 год, 3,27 миллиардов долларов и вырос за год на 78%. Таким образом она, уступая Египту, но обогнав Израиль, заняла второе место в списке торговых партнеров РФ на всем Ближнем Востоке. Объем товарооборота с Саудовской Аравией достиг в прошлом году 1,7 миллиардов долларов (в период с 2014 по 2016 он упал примерно до 700 миллионов). Еще больший интерес для Москвы представляет инвестиционное сотрудничество. Привлечь средства из арабских монархий Персидского залива она старается уже не первый год. Российский фонд прямых инвестиций имеет заключенные договоры с инвестиционными фондами всех посещенных Лавровом стран. По неофициальным данным, общий объем инвестиций этих государств в России составляет около 25 миллиардов долларов.

Приоритетное значение для Москвы имеет также взаимодействие с Саудовской Аравией в области формирования цен на нефть (в рамках созданного в 2016 году механизма ОПЕК+). Весной 2019 года между сторонами вспыхнул на этой почве конфликт, но сейчас они согласованно следуют принятым совместно решениям о сокращении объема добычи.

Одновременно Россия активно старается выйти на местный, самый крупный в мире, рынок вооружений. Единственным ее значительным клиентом стали Объединенные Арабские Эмираты, но и для них она остается мелким поставщиком (примерно 5% импорта в 2016-2020 годах, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира). В 2017 году российское министерство обороны подписало соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Катаром, но оно вступило в силу лишь в 2019. Сейчас ведется подготовка к заключению договора о военном сотрудничестве с Саудовской Аравией. Старания Москвы пока приносят скромные плоды, но Эр-Рияд остается для нее перспективным партнером в области развития взаимодействия в сфере военной промышленности и поставок вооружений.

20 января шедшие с осени 2017 года переговоры завершились подписанием договора, касающегося совместного производства автомата АК-103 и боеприпасов для стрелкового оружия. Предметом обсуждения остается перевод производства большей части комплектующих в Саудовскую Аравию, кроме того, идут переговоры о возможных поставках российских вооружений. Предложение включает в себя системы ПВО С-400, ракетные комплексы «Корнет» и огнеметные системы ТОС-1А.

Обсудить
Рекомендуем