Республика Армения обладала в мире субъектностью по следующим причинам:
а) победила в 1-ой Арцахской войне и обладала самой боеспособной в регионе армией,
б) являлась стратегическим партнером Российской Федерации, в Гюмри была дислоцирована российская военная база,
в) выступала в армяно-азербайджанских отношениях (направленные на решение Карабахского конфликта переговоры) полноценной стороной, существовала де-факто государственность Арцаха,
г) вела политику международного признания Геноцида армян, что своеобразно компенсировало асимметрию в армяно-турецких отношениях: процесс международного признания геноцида был в особенности активен в 1998-2008 годы, что предоставляло возможность отделить армяно-турецкие отношения от армяно-азербайджанских и получить позиционное преимущество (кстати, после окончания войны в 1994-ом Турция наиболее уважительна была с нами именно в этот период: в остальные периоды Турция проявляла лишь агрессию, а на этапе правления Пашиняна напрямую вовлеклась в войну против нас). 1998-2008 годы были для Армении и Арцаха самыми безопасными.
Что имеем сейчас?
Проигравшую армию, потерянную государственность Арцаха, капитуляцию.
Армяно-российские отношения носят не стратегический, а опекунский характер. Безопасность нашей страны на 100 процентов зависит от РФ (в прошлом это была совместная армяно-российская функция). В Арцахе безопасность и право на жизнь армянского элемента обеспечиваются исключительно военным контингентом во главе с Мурадовым. Армения впредь не является гарантом безопасности Арцаха.
Переговоров по Арцаху де-факто нет. Армения потеряла свою субъектность. Алиев говорит с нами лишь угрозами, посягая на территории Армении. Сторонами переговоров по конфликту являются Россия, Турция, Азербайджан и Иран. Армения молча следит за чужими торгами и сдает свои границы по GPS.
Вопрос международного признания Геноцида армян на деле исключен из повестки нашей внешней политики. Вместо этого начата агрессивная протурецкая, так называемая миролюбивая пропаганда.
Превращение Арцаха и геноцида в предмет международного торга, становление «инициативными» в отношении Турции — излюбленное занятие провалившейся по всем направлениям власти РА. Пашинян хочет сдать ключи от Армении Турции, чтобы спасти свою шкуру. То есть власть Никола и интересы Армении абсолютно несовместимы.
Андраник Теванян — политолог, глава армянского исследовательского центра «Политэкономия».