AgoraVox (Франция): Моцарт и Бетховен рискуют поплатиться за колониальное и рабовладельческое прошлое Европы?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Моцарта и Бетховена вычеркивают из учебной программы Оксфорда? Либеральное французское издание пытается опровергнуть эту новость. Оно пишет, что решение еще не принято, а предложил выкинуть в мусор «великих белых» одинокий преподаватель. Но почему тогда AgoraVox так огорчает, что за Бетховена вступились «ультраправые» издания? Что, молчание (или одобрение) «прогрессистов» лучше?

Публикация The Telegraph основана на внутренней ноте Оксфордского университета, которая предположительно была составлена «несколькими преподавателями» музыки. Те подчеркивают, что уделяемое внимание классической и западной музыке является своего рода потворством превосходству белой расы. Настоящий удар смычком по пальцам культурной традиции.

Кроме того, самые видные композиторы вроде Бетховена, Моцарта, Шуберта и прочих их знаменитых современников должны быть если и не исключены из преподавания классической музыки, то как минимум опущены на куда более скромный уровень в музыкальных кругах. Все дело в том, что эти композиторы символизируют «белую европейскую музыку рабовладельческого периода».

Представленный The Telegraph проект был серьезно рассмотрен, хоть и под критическим углом Radio Classique и Marianne во Франции, а также Classic FM в Великобритании. А вот консервативные и так называемые «конспирологические» СМИ просто подняли этот проект на смех: отметились The Post Millennial в Канаде, а также, разумеется, Breitbart News и Blaze Media в США.

Нападки на величайших представителей европейской классической музыки в связи с «колониализмом» во времена их карьеры — любимая тема для этноцентрических публикаций в соцсетях и конспирологических блогах: пользователи видят в этом новые и совершенно неприемлемые расистские посягательства на белую культуру. Тем не менее здесь они, как и их любимые издания, исказили истинное положение дел (преднамеренно или нет).

Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с пресс-релизом официального представителя Оксфордского университета Стивена Роуза в Associated Press 31 марта. В нем содержится следующее уточнение: «Представленная в The Telegraph позиция исходит не от нескольких преподавателей, а от одного человека. Все это сразу позволяет иначе взглянуть на статью британского издания и вызванную им манипулятивную реакцию.

Стивен Роуз также уточнил, что, хотя в вузе действительно «рассматривается расширение программы с включением незападной и народной музыки со всего мира», речь не идет об исключении западных композиторов. Не стоит вопрос и о том, чтобы нанести удар по традиционным достижениям Оксфорда в сфере критического анализа, истории и исполнения широкого спектра западного музыкального искусства.

Не стоит беспокоиться насчет образовательной программы Оксфорда: классические произведения не задвинут в сторону, а западную музыку будут и дальше изучать. Великие европейские композиторы вроде Бетховена, Моцарта и Шуберта тоже не окажутся на пыльных полках или в мусорной корзине истории из-за процветавших при их жизни колониализма и работорговли.

Хотя этот случай может показаться незначительным в нынешний период санитарного и экономического кризиса, от него все же не стоит отмахиваться: он демонстрирует, что ультраконсерваторы и конспирологи готовы на все для подпитки жертвеннической полемики. В том числе воспользоваться изолированными инициативами, основанными на бредовых аргументах. Ситуация тем тревожнее, что все большее число людей идут на поводу у подобных манипулятивных заявлений.

Обсудить
Рекомендуем