В 1853 году британский премьер-министр лорд Пальмерстон заметил: «Политика и практика русского правительства всегда состояли в том, чтобы продвигать свои посягательства так быстро и так далеко, как это позволяла бы апатия или отсутствие твердости других правительств, но всегда останавливаться и отступать, когда оно встречало решительное сопротивление, а затем ждать следующей благоприятной возможности».
Утверждение Пальмерстона сегодня так же верно, как и тогда. Россия вторглась в Грузию в 2008 году и оккупирует Абхазию и Цхинвал (Южная Осетия) по сей день. Она насильственно захватила и аннексировала Крым у Украины в 2014 году и семь лет спустя все еще имеет войска в восточном Донбассе на Украине. Недавнее наращивание военной мощи вдоль украинской границы и в Крыму предвещает скорое очередное наступление Москвы.
Россия, похоже, всегда находится в поиске следующей благоприятной возможности, и это оппортунистическое мышление — в сочетании с силами, которые Москва может применить вслед, — представляет весьма реальную угрозу для Соединенных Штатов.
Военная угроза с помощью обычных вооружений
Российские обычные вооружения и тактика ведения войны непосредственно угрожают 29 европейским членам Организации Североатлантического договора (НАТО), а также ее партнерам. По договору США и другие члены НАТО обязаны «стремиться содействовать стабильности и благополучию в Североатлантическом регионе» и «полны решимости объединить усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». Это соглашение «один за всех» и «все за одного» обязывает США встать на защиту любого члена НАТО, подвергшегося нападению со стороны любой иностранной державы.
Проблема в том, что Россия игнорирует международный порядок, основанный на правилах, и не заинтересована в содействии европейской стабильности и благополучию. Президент России Владимир Путин в 2014 году фактически заявил, что стремится к созданию нового мирового порядка, «который был бы более дружественен российским интересам». И он энергично наращивает и модернизирует военную мощь России, чтобы достичь именно этого.
Россия сегодня может похвастаться огромным количеством обычных вооружений и общим военным резервом в два миллиона человек. Эти военные силы и средства были стратегически расположены таким образом, чтобы повысить их угрожающий потенциал. Например, Россия сильно милитаризировала свой калининградский эксклав, который граничит с членами НАТО Литвой и Польшей. Там находится штаб-квартира Балтийского флота России. В результате российские и натовские военные самолеты часто перехватывают друг друга над Балтийским морем, сохраняя напряженность на высоком уровне.
Гибридная угроза
Россия также представляет гибридную угрозу, проявляющуюся в кибератаках, распространении дезинформации и непрекращающихся попытках подорвать демократическую систему США.
В декабре прошлого года правительство США подверглось многочисленным утечкам данных из-за взлома Москвой программного обеспечения компании «Соларуиндз» (SolarWinds), атаки, которую Национальное общественное радио (NPR) описало как «мастер-класс по новым методам взлома». А в этом месяце Вашингтон сообщил, что хакеры, работающие на российскую службу внешней разведки, «активно используют пять известных уязвимостей, нацеленных на американские компании и оборонно-промышленную базу».
Гибридная угроза России проявляется также в распространении дезинформации в США и, более того, в подрыве американской демократической системы. Специальный комитет Сената США по разведке определил, что Россия вмешивалась в президентские выборы в США в 2016 году, предпринимая усилия по взлому компаний, производящих машины для голосования, манипулируя системами и процессами голосования, а также распространяя дезинформацию и разногласия через каналы социальных сетей.
А на прошлой неделе Соединенные Штаты объявили о санкциях в отношении России за вмешательство в президентские выборы 2020 года. Цель вмешательства России в американские выборы состоит не в том, чтобы изменить результат, а скорее в том, чтобы посеять раскол в американском обществе и подорвать веру граждан в целостность их избирательного процесса. До сих пор Россия в значительной степени преуспела в этой миссии.
Угроза интересам США во всем мире
Россия также представляет угрозу интересам США во всем мире, в частности, в Сирии, Ливии и Иране.
В Сирии Россия продолжает поддерживать Башара Асада, сирийского диктатора, правящего с 2000 года. Помимо поддержки Асада в его продолжающейся жестокой войне против собственного народа, Москва отчасти способствовала созданию условий, позволивших подняться «Исламскому государству»* в Сирии, что серьезно подорвало интересы национальной безопасности США.
В Ливии Россия поддерживает генерала Халифу Хафтара, командующего Ливийской национальной армией, базирующейся в Бенгази. В апреле 2019 года войска генерала Хафтара атаковали ливийскую столицу Триполи в попытке захватить контроль над ней у базирующегося там признанного ООН правительства. В августе 2020 года было введено постоянное прекращение огня. Он держался до сих пор, но чрезвычайно хрупок. Стабильная Ливия — в интересах США, но действующие там российские наемники дестабилизируют ситуацию.
Что касается Ирана, то Россия всегда давала этой стране дипломатическое прикрытие, вероятно потому, что Россия и Иран разделяют «одинаковые взгляды на различные стратегические вопросы в регионе», как считает Тегеран. Россия защищает Иран в Совете Безопасности ООН, несмотря на многочисленные проблемы безопасности, связанные с Ираном. Россия исторически помогала Ирану уклоняться от международных санкций.
Ядерная угроза
Наконец, Россия безусловно представляет собой ядерную угрозу — единственную экзистенциальную угрозу, стоящую перед США в настоящее время. Это не означает, что Россия намерена уничтожить США, но у нее есть гипотетическая возможность сделать это. Россия обладает более чем 45% международных ядерных запасов и систем доставки, которые позволят этому оружию нанести удар по территории США примерно за 30 минут. А ракеты подводного базирования могли бы нанести удар за меньшее время — всего за 10-15 минут. Россия также развивает совершенно новый ядерный потенциал и наращивает свои запасы тактического ядерного оружия.
Усиление угрозы этого огромного ядерного арсенала — это психологический настрой и устремления Москвы. Как отмечается в последнем «Обзоре ядерной политики США», «Россия считает Соединенные Штаты и Организацию Североатлантического договора главными угрозами своим современным геополитическим амбициям. Российская стратегия и доктрина подчеркивают потенциальное превентивное и военное применение ядерного оружия».
Тот факт, что Россия считает фактическое использование ядерного оружия для достижения своих амбиций, должен быть серьезной озабоченностью для США. Если Россия чувствует угрозу со стороны США, то ядерный удар в будущем точно не может быть исключен.
Так что угроза реальна. Соединенные Штаты должны ответить тремя способами:
- Продолжать поддерживать своих союзников по НАТО и международных партнеров.
- Совершенствовать собственное ядерное оружие, чтобы обеспечить надежный сдерживающий фактор для возможных в будущем расчетов России применить ядерное оружие.
- Никогда не доверять Путину как надежному партнеру.
США должны серьезно отнестись к российской угрозе и не ослаблять свою обороноспособность. Теперь, как и во времена Пальмерстона, русский медведь постоянно рыщет, стремясь уйти «так быстро и так далеко, как только позволит апатия или отсутствие твердости других правительств».
Алексис Мрачек — исследователь, специализирующаяся на вопросах российской и евразийской политики в Эллисонском центре внешней политики Фонда Наследия.
_______________________________________
* террористическая организация, запрещенная в России — прим. ИноСМИ