Der Tagesspiegel (Германия): может ли история вносить раскол, вместо того чтобы примирять?

Многие не готовы признать собственную вину. Нередко воспоминания об исторических событиях порождают новую конфронтацию. Так быть не должно

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Память о трагических страницах истории, таких как Вторая мировая война, должна объединять и примирять людей. Но она лишь порождает новую конфронтацию. Автор спешит обвинить Россию, однако отмечает, что единая концепция истории для всех народов Европы невозможна — у них слишком разный опыт.

Тайна примирения связана с памятью. Вряд ли найдется другая фраза, которая повторялась бы чаще при упоминании об окончании войны. Однако в последние годы, похоже, более верно противоположное утверждение: чем чаще народы Европы вспоминают о 8 и 9 мая 1945 года и об извлеченных уроках, тем больше возникает противоречий.

Это проявляется и в центре Берлина. Украинцы, русские и поляки, чьи предки сообща освободили этот город от нацистской диктатуры, вообще не хотят вспоминать об этом вместе. Русские проводят свои мероприятия у памятника погибшим воинам в Трептов-парке, а украинцы — в Тиргартене. Мемориальный комплекс поляков теперь находится в районе Шарлоттенбург.

Может ли историческая память вносить раскол, вместо того чтобы примирять? О подобном риске свидетельствуют споры, нужен ли Берлину мемориальный комплекс в память о жертвах среди поляков в период нацистского рейха или хватит общеевропейского мемориала в память обо всех жертвах войны. А может быть, следует создать мемориал, напоминающий обо всех забытых жертвах войны на уничтожение на востоке? Ведь эта война по жестокости и презрению к человеческой жизни намного превосходила все ужасы войны на западе, юге и севере.

Почему не формируется общий исторический взгляд? Можно еще больше заострить вопрос: а может ли вообще существовать общее представление об истории, основанное на разном опыте? Если это невозможно, то что это означает для процесса интеграции в Европе, который должен основываться на общих уроках, извлеченных из исторических событий?

Исторические концепции меняются со временем, однако это происходит не везде одновременно и не в одном направлении. После речи Рихарда фон Вайцзеккера, посвященной 40-летней годовщине окончания войны, в Западной Европе многое произошло в области примирения. Но на Востоке этого не случилось.

1985 год: немцы были в одиночестве

При коммунизме там действовали установленные сверху исторические концепции. Они перестали существовать только после крушения диктатуры и Стены, противоестественным образом разделявшей Европу. Только после этого люди получили свободу и возможность самим заняться поиском своей национальной перспективы. Но после этого вновь обострились подавляемые ранее конфликты, вызванные границами и несправедливостью.

Цель Вайцзеккера в 1985 году состояла в том, чтобы показать немцам выход из предполагаемого противоречия относительно вопроса, как следует воспринимать окончание той войны — как безоговорочную капитуляцию или как освобождение. Это было одновременно и то, и другое.

Он процитировал подходящую еврейскую мудрость: «Тайна спасения — это сохраненная память». Без признания совершенных немцами преступлений невозможно никакое примирение ни с еврейским народом, ни с соседями.

Кроме того, Вайцзеккер считал, что в этот день немцы должны оставаться в одиночестве. Почти невозможно было представить себе совместные с жертвами воспоминания о той войне.

Сегодня ситуация изменилась. Йоахим Гаук в 2015 году, в 70-ю годовщину окончания войны, отмечал это событие уже вместе с иностранными гостями. Франк-Вальтер Штайнмайер планировал сделать то же самое в 2020 году, в 75-ю годовщину. Этому помешала пандемия коронавируса, но не нежелание жертв находиться рядом с виноватыми немцами.

Президент страны уже давно может отмечать годовщину начала войны вместе с поляками в Польше, а в день памяти жертв Холокоста он вместе с главой Израиля вспоминает о миллионах уничтоженных евреев. Таким образом, несмотря на чудовищность преступлений, на основе исторической памяти возникают избавление и примирение.

Еще дальше на восток ситуация иная. Там историческая память нередко вызывает не примирение, а конфронтацию. Возможно, причина — в неготовности взглянуть на прошлое глазами жертв и признать собственную вину. Российское руководство отрицает двойственную роль Советского Союза. Сталин к моменту начала войны был сообщником Гитлера. А позднее он стал освободителем — конечно же, не для всех.

Владимир Путин не извлекает из периода диктатуры таких же уроков, как его соседи на западе. Он подавляет оппозицию и ведет войну против Украины.

Потомки преступников, как правило, имеют иные представления, чем потомки жертв. Единой концепции истории для всех европейцев, судя по всему, никогда не будет. Слишком разный у них опыт.

Однако понимание углубляется, когда люди относятся к иным концепциям истории с любопытством, а не отвергают их. Многообразие исторической памяти — это драгоценный опыт, который может помочь Европе на ее пути в будущее.

Обсудить
Рекомендуем