Джордж Буш-младший не знал границ. В разгар войны в Афганистане администрация США оказывала сильное давление на испанское правительство, чтобы то выделило больше денег на эту операцию и увеличило военное сотрудничество на местности. В том числе США даже предложили, чтобы испанские войска нарушали Закон о национальной обороне, расширяя зону своих действий на афганской территории без «предварительного разрешения» Конгресса.
Рассекреченные документы Госдепартамента, к которым Público удалось получить доступ, демонстрируют, что Вашингтон оказывал постоянное давление на Мадрид, чтобы получить от него новые уступки в так называемой «глобальной войне против терроризма». Именно этот предлог Вашингтон использовал, чтобы оправдать вторжение в Афганистан после атаки на Башни-близнецы, кроме того, его использовали и для оправдания дальнейших иностранных вмешательств, например, вторжения в Ирак.
Все происходило в сложной обстановке: вскоре после вступления в дворец Монклоа в 2004 году Родригес Сапатеро (Rodríguez Zapatero) выполнил обещание вывести войска из Ирака. Это решение не понравилось администрации Буша, установившей отличные отношения с предыдущим правительством Хосе Мария Аснар (José María Aznar), одного из изображенных на знаменитой «фотографии с Азор».
Сапатеро вывел военный контингент из Ирака, поскольку считал войну там незаконной (предлогом для нее послужило предполагаемое существование оружия массового поражения в этой арабской стране, что в дальнейшем не подтвердилось), но оставил войска в Афганистане. Во втором случае Сапатеро одобрил присутствие войск в рамках гуманитарного сотрудничества. Окончательно миссия завершилась только в четверг 13 мая 2021 года, когда в Мадрид официально вернулся последний остававшийся на афганской земле военный контингент. Позади почти 20 лет миссии, которая унесла жизни 102 испанских военных и оставила после себя больше вопросов, чем ответов.
Сегодня рассекреченные отчеты Госдепартамента позволяют узнать различные аспекты того, что происходило в эти два десятилетия. В одном из документов говорится о вопросах, которые США считали приоритетными перед прибытием в Вашингтон бывшего директора Национального разведывательного центра Хорхе Дескальяра (Jorge Dezcallar), которого правительство Сапатеро в 2008 году назначило послом в стране.
Встреча Кондолизы Райс, занимавшей в то время пост госсекретаря, и Дескальяра состоялась 19 сентября 2008 года. В документе, предшествовавшем этой встрече, американское правительство определило основные пункты, которые должны были структурировать двусторонние отношения. Среди них был и Афганистан.
В разделе, посвященном военной интервенции в азиатскую страну, Белый дом открыто выступал за то, чтобы Испания убрала «примечание о том, что любая миссия испанских сил реагирования» вне Регионального командования «Запад» (такое название получила зона, где стояли войска), должна «быть предварительно одобрена испанскими властями».
«Нарушить закон»
Бывший депутат от «Объединенных левых» Гаспар Льямасарес (Gaspar Llamazares), из Конгресса внимательно наблюдавший за испанским вторжением в Афганистан и неоднократно требовавший окончания этой миссии, заявил Público, что такой план администрации Буша «означает нарушение закона и изменение военной миссии на ходу». Эта возможность шла вразрез с Законом о национальной обороне, одобренном Конгрессом в 2005 году. Этот закон среди прочего устанавливал, что все иностранные миссии должны быть предварительно одобрены парламентом.
«Дело в том, что наша миссия там не предусматривала никаких наступательных действий, разве что в случае самообороны, а американцам это самоограничение Испании не нравилось», — отмечает бывший парламентарий.
В другом рассекреченном документе, датированном февралем 2006 года, Госдепартамент отмечал: «Развертывание войск в Афганистане пользуется твердой народной поддержкой, однако испанское общественное мнение в общем скептически относится к любым развертываниям войск за границей». «Соответственно испанское правительство сделало упор на гуманитарный характер этой миссии», — говорится в документе.
«Правительство социалистов объяснило, что поддерживает усилия по обеспечению безопасности в Афганистане, потому что эта операция на законных основаниях санкционирована ООН, решительно поддерживается НАТО и является частью Глобальной войны против терроризма», — подчеркивало руководство Госдепартамента в другом документе, посвященном двусторонним отношениям и датируемом маем 2007 года.
Почти четыре миллиарда евро
Белый дом также настойчиво хотел, чтобы Испания обязалась увеличить ресурсы, которые она рассчитывала направить на войну в Афганистане. Фактически в документе, предшествовавшем встрече Райс и Дескальяра, предлагалось настоять, чтобы Испания «внесла экономический и военный вклад в поддержку расширения Афганской национальной армии». Приводилась даже цифра: «Мы просим, чтобы Испания вносила 50 миллионов долларов ежегодно с 2010 по 2014 года».
Согласно данным Центра по изучению проблем мира имени Деласа (Centro Delàs de Estudios por la Paz), полученным из официальных отчетов правительства перед Комиссией по обороне, общая сумма испанского вмешательства в Афганистан составила 3,821 миллиарда евро. Эта сумма значительно превышает расходы на войну в Ираке — 745 миллионов евро.
Стоит вспомнить, что испанские войска были выведены из Ирака после вступления Сапатеро в правительство в 2004 году, а в Афганистане войска оставались вплоть до текущей недели.
В этот четверг в Твиттере Алехандро Посо (Alejandro Pozo), исследователь Центра имени Деласа, отметил, что «огромные военные расходы, которые повлекло за собой западное вмешательство в Афганистан, в 400 раз превышают ВВП страны за 2001 год (год, когда началась военная операция), и это если учитывать только расходы США. Речь идет о вопиющих цифрах».
«Между отправкой солдат или денег и бездействием, как это было до 11-го сентября и вновь будет сейчас, было множество вариантов, которым можно было отдать предпочтение», — заявил Посо Público. Издание обратилось к Министерству иностранных дел за информацией о помощи, предоставленной Афганистану за эти годы, ответ был кратким: Испанское агентство международного сотрудничества в области развития (Agencia Española de Cooperación Internacional para el Desarrollo) «в настоящий момент не проводит там никаких программ».