Чехия готовится к тендеру на закупку новых сверхзвуковых самолетов, так как через шесть лет истекает договор на аренду JAS 39 «Грипен». Могут ли их сменить российские самолеты? И какую позицию вообще займут российские авиапроизводители в готовящемся тендере?
Сейчас чешская военная авиация базируется на двух основных боевых типах: легком чешском штурмовике L-159 в модификациях А, Т1 и Т2, а также шведском самолете JAS 39 «Грипен» в модификациях C и D, который является единственным сверхзвуковым самолетом, способным выполнять базовые задачи истребителя для полноценной защиты воздушного пространства.
Мы используем «Грипен» с 2004 года и арендуем их у Шведского королевства. Текущий договор на их аренду заканчивается в 2027 году (с возможностью продления на два года). Учитывая эти сроки, именно сейчас подходит момент, когда нужно задуматься об их замене.
Недавно правительство сформировало экспертную группу, которая должна представить свои предложения для решения вопроса о защите нашего воздушного пространства, и, судя по информации, которая периодически доходит до общественности, скорее всего, будет выбран один из традиционных вариантов, предложенных специалистами.
Но поскольку в последние годы рынок боевых самолетов очень расширился, давайте сначала поговорим о тех самолетах, которые мы в нашем небе, вероятнее всего, не увидим. А еще и узнаем причины такого печального положения вещей. Начнем с российских самолетов.
Эра МиГов у нас не продлится
С 30-х годов Советский Союз уверенно шел к позиции одного из крупнейших авиапроизводителей, а холодная война только способствовала этому процессу. Постепенно в СССР появились несколько знаменитых конструкторских бюро, называемых, как правило, в честь своих основателей. Их продукция пошла на вооружение в самых разных странах мира.
Но из-за распада Советского Союза российская авиационная промышленность погрузилась в глубокий кризис, из которого до сих пор по сути так и не выбралась. Россия по-прежнему не закончила свой первый самолет пятого поколения Су-57, а производитель самолетов МиГ уже многие годы балансирует на грани банкротства.
Сегодня главное, что может предложить компания «РСК «МиГ», — это многоцелевой боевой МиГ-35. Это очередная версия МиГ-29, который летал, в частности, в Чехословакии. Если первоначальный МиГ-29 представлял собой относительно простой одноцелевой боевой самолет, прямо предназначенный для получения преимущества в воздухе на линии соприкосновения собственных войск с противником (в России его называют «фронтовым самолетом»), то последние версии МиГ-35 уже многоцелевые и современны во всех отношениях.
По сравнению со своими предшественниками этот самолет обладает рядом преимуществ, прежде всего, в области авиационной электроники (авионики) и вооружения. Тем не менее, судя по всему, международный рынок его не принял, поскольку до сих пор этот тип не заказали для себя даже ближайшие российские союзники. МиГ-35 особенно запомнился профессиональному сообществу, когда вместе с несколькими другими западными конкурентами участвовал в крупном индийском тендере.
Однако успеха МиГ-35 тогда не добился, и крайне маловероятно, чтобы его, пусть даже теоретически, рассматривала наша авиация. МиГ-29 у нас считают легендой, и пилоты до сих пор любят эту машину. Но даже если абстрагироваться от политических причин и ненадежности российских поставщиков, нужно признать, что МиГ-35 появился слишком поздно и предлагает слишком мало. Возможно, понимая это, компания «РСК «МиГ» возвращается к планам по созданию собственного самолета пятого поколения.
Самолеты ОКБ Сухого
Компания «Сухой» и ее внушающий страх и трепет самолет Су-27 тянули российский авиационный экспорт на протяжении всех 90-х годов, обеспечивая тем самым необходимый минимум валютных поступлений для выживания отрасли. Мало кто знает, что когда в середине 80-х годов руководство Чехословацкой авиации выбирало новый истребитель, Советский Союз предложил не только МиГ-29, который ЧССР в итоге и выбрала, но и его более крупногабаритного и тяжелого «брата» — Су-27.
Прославленный Су-27 появился в ответ на американские самолеты F-14 «Томкэт» и F-15 «Игл» и для своего времени, учитывая все же ограниченные возможности советского военно-промышленного комплекса, прежде всего в области авионики, был передовым самолетом. Когда на рубеже 80-х и 90-х годов Су-27 появились на днях авиации на Западе, они произвели сенсацию и шок. Вероятно, поэтому после распада Советского Союза Су-27, в нескольких модификациях, которые продавались относительно недорого, пользовался такой популярностью у заказчиков.
Еще в 80-е благодаря качеству его конструкции появилось несколько разработок на основе Су-27. Успеха на международном рынке удалось добиться, прежде всего, двухместному истребителю Су-30, который расширил первоначальный круг задач за счет уничтожения целей на фоне земли с применением эффективного оружия. Истребители С-27 и его модификации получили распространение в основном в Китае, где их производят по лицензии и без. Что касается многоцелевых Су-30, то их в большом количестве закупала, прежде всего, Индия, где сейчас служат почти 300 единиц Су-30.
Третьим столпом в предложении компании «Сухой» в последние годы стал передовой боевой самолет Су-35С, который пока является последней и наиболее разработанной версией первоначальной конструкции Су-27. Первую попытку глубокой модернизации предприняли еще в конце 80-х (проект Су-27М). Тогда появились интересные прототипы Су-35 и Су-37. Однако мировой рынок не привлекли эти, бесспорно, интересные самолеты, и поэтому в дальнейшем разработчики сосредоточились на уже упомянутых (и более успешных в мире) многоцелевых С-30. Тем не менее позднее разработки по линии Су-27М возобновились, и в результате появился Су-35С.
Сейчас Су-35С — это самый современный российский серийный боевой самолет, и даже после появления «невидимки» Су-57 он останется костяком российской военной авиации. Это во всех отношениях современный самолет с мощными двигателями, радиолокационными средствами и передовым вооружением, и поэтому Су-35С вызывает значительный интерес на международном рынке (у Египта, Китая и так далее). И хотя в Бразилии Су-35С успеха не добился, а в некоторых азиатских странах его обошел американский самолет пятого поколения Ф-35, можно ожидать, что интерес к жемчужине российского авиапрома не спадет.
Первый русский «стелс»
В момент, когда авиация стран Варшавского договора получала первые самолеты третьего поколения МиГ-23, в самом Советском Союзе уже начались работы над пятым поколением в рамках проекта самолета для 90-х годов «истребитель 90-х». По собственной инициативе некоторых конструкторских бюро появился проект двух истребителей: С-37 (сегодня известен как Су-47 Беркут) и МиГ 1.44. Оба они создавались с расчетом на то, что будут малозаметны для радаров противника.
Распад Советского Союза и экономический кризис на рубеже 80-х и 90-х годов остановили разработки, но позже работы возобновились. В общей сложности работы продолжались 31 год, и в результате них в рамках программы «ПАК ФА» появился первый российский самолет с технологиями «стелс» — «Сухой» Су-57. Его создатели не скрывают, что этот самолет родился благодаря усовершенствованию предыдущего типа Су-27, обладает рядом общих с ним характеристик. Первые прототипы даже оснащены практически теми же двигателями, что и у Су-35С. Тем не менее по форме самолет намного лучше приспособлен для того, чтобы оставаться малозаметным для радиолокационных средств, и когда у Су-57 появятся новые двигатели, а также новые типы вооружений, разработанные под него, он может стать чрезвычайно интересным экспортным товаром.
Немного мешает то, что в последнее время Россия находится в экономической стагнации, а потому на разработки и производство самого современного в мире оружия недостает средств. Наиболее опасна эта ситуация для наиболее сложных с технологической точки зрения программ, в том числе для Су-57. Проблемы настолько серьезны, что Индия отказалась от совместных разработок самолета FGFA на основе Су-57.
В связи с этим будущее во многих отношениях передового самолета (пусть его авторы и не могут скрыть некоторые компромиссы, на которые им пришлось пойти при его создании) туманно. Многие аналитики утверждают, что Россия совершила ошибку, когда предпочла вместо среднего одномоторного самолета пятого поколения, который разрабатывался в конструкторском бюро «МиГ», сосредоточиться на тяжелом боевом самолете. Ведь он значительно более сложен для разработки и производства, а значит, и более дорог. С аналитиками согласны в «МиГе», где осторожно напоминают о планах по созданию меньшего и более простого самолета пятого поколения.
Даже по прошествии 24 лет, на протяжении которых разрабатывался русский «стелс», Су-57 не существует в постоянной конфигурации. У него по-прежнему нет серийной версии продвинутых двигателей, которые все никак не могут завершить. Вопросы также вызывает качество производства. Поэтому рынок относится к Су-57 довольно осторожно, и пока ничто не предвещает, что в ближайшее время к нему появится такой же интерес, как к Су-35С.
Дело не только в политике, но и в ненадежности
Как бы мы ни оценивали современное состояние российской авиационной промышленности, пожалуй, наивно было бы считать, что современные модификации Су-27, Су-30 и Су-35 или даже первый русский «стелс» Су-57 могли бы появиться в чешском небе. Для государств таких размеров, как Чешская Республика, у которой нет авианосцев, баллистических ракет и ядерного оружия, боевые самолеты — это одна из немногих «роскошей», которые она может себе позволить для укрепления военной мощи.
Поэтому необходимо обеспечить их бесперебойную эксплуатацию за счет всесторонней поддержки со стороны производителя и, прежде всего, за счет поставок комплектующих. Но поскольку после оккупации Крыма между западными странами и Россией возникли разногласия, а президент Путин проводит крайне непредсказуемую политику (печальное тому доказательство, как о том сообщили спецслужбы, — причастность российских спецслужб ко взрыву во Врбетице), можно предположить, что рано или поздно у нас возникли бы проблемы при общении с производителем. Тогда эксплуатация даже очень хороших самолетов оказалась бы под угрозой.
Подтвердить, насколько трудно порой общаться с российскими производителями, могут, например, на Авиаремонтном заводе Малешице («ЛОМ Прага»). О хроническом несоблюдении сроков, превышении бюджета и общем непрофессионализме российских поставщиков при сотрудничестве уже много лет говорят и в Китае и Индии, то есть странах, с которыми Россия поддерживает хорошие отношения и которые платили Москве намного больше, чем Чешская Республика.