The National Interest (США): как Америка может изменить постсоветские страны

Наибольший вклад в постсоветские республики Запад внесет, если сосредоточит внимание на государствах средней руки — особенно на тех из них, которые проводят реформы, советуют сотрудники корпорации RAND.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На постсоветском пространстве Запад сосредоточил свои политические и военные усилия на России и Украине. Однако, пишут авторы, с точки зрения развития, вполне возможно, что наибольших результатов Запад добьется, если сосредоточит внимание на государствах средней руки — особенно на тех, которые проводят реформы.

С распадом Советского Союза в 1991 году пятнадцать новых независимых государств пошли разными путями. Некоторые из них преуспели — будь то политически, экономически и в общественном измерении — у других дела идут из рук вон плохо, а у третьих результаты неоднозначны.

Запад в той или иной степени помог им развиваться и интегрироваться в мировую экономику. Успехи доказывают, что это возможно. Поэтому Запад может настойчивее поощрять ключевые для улучшения жизни людей реформы, уделяя особое внимание наиболее однобоким странам.

Почему производительность оказалась столь неравномерной? Наблюдатели приводят разные причины. До 1940 года страны Прибалтики были независимыми государствами и имели традицию самоуправления. Долгосрочные последствия царского самодержавия и коммунистических репрессий тормозят развитие событий. Средняя Азия отставала даже к моменту обретения независимости. Нефтедоллары обеспечивают богатство. Государства ближе к процветающей Европе оказались в более выигрышной позиции.

Каким бы ни было влияние этих и других факторов, немало ценной информации можно почерпнуть из мировых рейтингов.

О политическом развитии страны говорят показатели демократии, восприятия коррупции, верховенства закона и свободы. Об экономическом — доходы на душу населения по курсу в долларах и с учетом паритета покупательной способности, а также рейтинги экономической свободы, конкурентоспособности, человеческого капитала, глобальных инноваций и легкости ведения бизнеса. Различия же в социальном развитии отражают рейтинги человеческого развития, экологической результативности, безопасности здоровья и детской смертности. Некоторые показатели — например, экологические — говорят о развитии сразу по нескольким направлениям.

На основе этих показателей можно сделать некоторые предварительные наблюдения и выдвинуть гипотезы.

Наилучшие результаты показывают страны Прибалтики — Эстония, Латвия и Литва. Они почти всегда оказываются в тройке лучших из пятнадцати по всем параметрам. Укреплению их позиций способствовали реформы в экономическом, политическом и социальном плане. Неудивительно, что в конечном счете их принял к себе Евросоюз.

Наименее же успешными оказались Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Однако доход на душу населения в Туркменистане выше из-за экспорта природного газа. Эти три страны кажутся наименее демократическими и наиболее коррумпированными, а также имеют наименьшую экономическую свободу и безопасность здоровья. Киргизия находится в нижней части таблицы, за исключением политической свободы и коррупции. А недавние реформы в Узбекистане открывают некоторые перспективы.

Самыми неравномерными оказались постсоветские государства со средним рейтингом. Армения, Грузия, Молдавия и Украина демонстрируют относительно неплохие показатели демократии и политических свобод, но их ВВП на душу населения составляет от четверти до трети прибалтийского. Преобразовать преимущества управления в более высокую производительность и рост им не удается. Молдавия и Украина по-прежнему погрязли в коррупции. По некоторым параметрам — коррупции, экономической свободе и простоте ведения бизнеса — Грузия вполне соответствует балтийским стандартам. Кроме того, Армения, и Грузия обе столкнулись с военной угрозой, а географическое расположение Армении влечет за собой высокие торговые издержки.

В целом государства с нефтегазовой экономикой находятся в лучшем положении, но их показатели неоднородны. Благодаря энергетике и ряду экономических реформ, Казахстан и Россия по определению Всемирного банка относятся к странам с доходом выше среднего. А Азербайджан и Туркменистан во многом из-за политического бремени и менее конкурентоспособной и инновационной экономики имеют ВВП на душу населения вдвое меньший. Вообще на постсоветском пространстве энергетика еще не обеспечивает процветания, но помогает. Все четыре нефтегазовых государства неправительственная организация Freedom House оценивает как «несвободные».

Показатели Белоруссии однобокие в другом смысле. Это одно из самых несвободных постсоветских государств. Однако страна демонстрирует хорошие показатели по коррупции, человеческому капиталу и детской смертности. ВВП на душу населения выше украинского минимум наполовину, а максимум — на две трети. Различия в показателях эффективности говорят о том, что протестное движение продиктовано скорее политическим, чем экономическим недовольством.

На постсоветском пространстве Запад сосредоточил свои политические и военные усилия на России из-за ее силы и враждебности, а также на Украине, поскольку она пала жертвой масштабной российской агрессии. Однако с точки зрения развития, вполне возможно, что наибольших результатов Запад добьется, если сосредоточит внимание на государствах средней руки — особенно на тех, что проводят реформы. Достижения в одних областях могут облегчить или повлечь за собой успех в других. Особое внимание следует уделить содействию более сбалансированному развитию. Это может означать усиление политических свобод в Белоруссии и Казахстане, экономические реформы в Киргизии и на Украине, а также реформы верховенства закона в Грузии и на Украине.

Жизненно важной задачей остается развитие. Для постсоветских государств это позволит улучшить уровень жизни и социальные условия, а также будет способствовать более стабильной политике и инклюзивному управлению. Запад от их развития, вероятно, выиграет — насколько страны сделаются менее уязвимы для угроз безопасности, создадут возможности для торговли и инвестиций и усилят постсоветскую поддержку открытой международной системы.

Уильям Кортни — старший научный сотрудник некоммерческой корпорации RAND и бывший посол США в Казахстане и Грузии

Говард Шатц — старший экономист RAND

 

 

Обсудить
Рекомендуем