В 2014 году Россия приложила колоссальные усилия, чтобы убедить весь мир в том, что Украина — это failed state, то есть несостоятельное государство. Но эта информационная операция провалилась. Об этом в частности свидетельствовали оценки международных аналитиков. Так, согласно отчету Fragile States Index, который составляет американская неправительственная организация The Fund for Peace, в 2014 году Россия и Белоруссия имели более отчетливые признаки несостоятельности, чем Украина.
По сто двадцати балльной шкале (чем больше баллов, тем ситуация хуже), Украина получила 67,2 балла, Белоруссия — 75 баллов, Россия — 76,5. Выводя индекс, организация оценивает способность государств контролировать собственную целостность, а также политическую, социальную, экономическую и демографическую ситуацию. С тех пор наше положение принципиально не изменилось. Худший показатель с начала войны мы имели в 2015 году (76,3 балла), а в прошлом году Украине присудили 69 баллов, поместив ее, как и раньше, в категорию стран, ситуация в которых требует оговорки. В общем рейтинге Украина занимает девяносто второе место из ста семидесяти восьми стран. Сильнее всего наш показатель усугубили такие факторы, как раскол элит, наличие переселенцев, военная угроза, а также открытость работы правительства. Нашими ближайшими соседями в рейтинге оказались Сальвадор и Габон, но в целом, на клуб обреченных это не похоже. В нашей группе также оказались Китай, Саудовская Аравия, Мексика, Израиль, Индия и Турция — государства, которые списывать со счета явно рано.
Неподалеку от Турции и Израиля мы оказались и в рейтинге Глобального индекса мира (Global Peace Index), который составляет неправительственная организация Institute for Economics & Peace со штаб-квартирой в Сиднее. Он охватывает целый ряд прямых и косвенных показателей, среди которых количество погибших в ходе внешних конфликтов, уровень террористической угрозы и преступности, объем военных расходов, кадровая численность правоохранительных органов и тому подобное. По замыслу авторов, индекс должен характеризовать общий уровень безопасности в конкретной стране. Сегодня Украина занимает сто сорок восьмое место среди ста шестидесяти трех стран, находясь в категории стран с «очень низким» уровнем мира. Причем нашими непосредственными соседями по рейтингу оказались Венесуэла и Нигерия. Причины такого положения вполне очевидны, а динамика предсказуема:
до 2013 года мы находились среди стран со «средним» уровнем мира, но с началом российской агрессии рухнули в конец списка. Таким образом, в том, что касается государственной способности и безопасности, Украине похвастаться нечем, но наша ситуация далека от катастрофической. Особенно, как для страны, которая подверглась оккупации своих территорий и уже восьмой год находится в состоянии вооруженного противостояния с агрессором.
Что же касается оценки внутреннего положения Украины, одним из наиболее авторитетных источников является Индекс демократии (Democracy Index), который ежегодно составляет британская частная компания Economist Intelligence Unit, аффилированная с изданием The Economist. В расчетах авторы опираются преимущественно на результаты опроса экспертов, а также на исследование общественного мнения.
Предметное поле исследования охватывает характеристики политического процесса, состояние гражданских свобод, особенности политической культуры, и тому подобное. Авторы различают полные и несовершенные демократии, гибридные и авторитарные режимы. В 2020 году среди ста шестидесяти семи стран мира Украина заняла семьдесят девятое место, оказавшись в категории гибридных режимов — стран, где на выборах происходят нарушения, случается давление на оппозицию и журналистов, сильная коррупция и слабое гражданское общество, а судебная власть не является независимой.
В 2020 году нашу демократию оценили в 5,81 балла, между тем средний показатель для Центрально-Восточной Европы составляет 5,36 баллов, а для Западной 8,29. Что касается динамики, то примерно на таком же уровне Украина остается с 2011 года (в пределах 5,4-5,91 баллов), а самый высокий показатель со времен измерения (6,94 балла) мы имели в 2006-2010 годах, когда Украина считалась «несовершенной демократией».
Не менее авторитетным является ежегодный доклад «Свобода в мире» («Freedom in the World»), который публикует международная правозащитная организация Freedom House, частично финансируемая правительством США. В фокусе внимания организации находятся реальные права и свободы человека в конкретной стране, а не формальные показатели того или иного государства. Соответственно, двести десять стран и территорий, охваченные отчетом, делятся на свободные (восемьдесят два), частично свободные (пятьдесят девять) и несвободные (пятьдесят четыре).
Согласно нынешнему отчету Украина зачислена к частично свободным странам: в общем зачете мы получили шестьдесят баллов из ста, и держимся примерно на таком же уровне с 2017 года. Крым и ОРДЛО вынесены авторами отчета в отдельную категорию «территорий» и обозначены, как не свободные, наряду с Россией и Белоруссией. Проблемы, из-за которых Украина получила такой результат, не оригинальны. Авторы отчета указывают на ненадлежащее функционирование антикоррупционных институтов, недостаточную прозрачность работы правительства, отсутствие независимой судебной власти. Далее по списку идет влияние олигархов на политику и медиа, препятствия в работе общественных организаций и тому подобное. Таким образом, слабыми местами Украины считаются коррупция, дисфункции судебной системы и недостаточная свобода СМИ.
Что касается коррупции, это явление отдельно исследует международная неправительственная организация Transperency International со штаб-квартирой в Берлине. Свой Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) организация заключает, опираясь на мнение представителей местного бизнеса и экспертов. Как и в случае с Индексом демократии, это предсказуемо вызывает критику, тем более, что сведений о том, кто эти эксперты и какие институты они представляют, обе организации не предоставляют. Но, несмотря на все, Индекс восприятия коррупции считается авторитетным инструментом, который так или иначе влияет на то, какой Украину видит мир. Согласно методологии, ситуации в странах оценивают по шкале от ста (коррупция отсутствует) до нуля (коррупция самая высокая). В 2020 году Украина получила тридцать три балла и оказалась на сто семнадцатом месте среди ста семидесяти девяти стран мира, разделив строчку с Египтом, Сьерра-Леоне, Непалом и Замбией. Что касается динамики, то с 2012 года мы улучшили свой показатель лишь на семь баллов.
Положению СМИ посвящен отдельный индекс свободы прессы (англ. Press Freedom Index), который устанавливается организацией Reporters sans frontières со штаб-квартирой в Париже. Организация оперирует данными своих партнеров, а также отдельных журналистов, правозащитников и экспертов. Опрос, который проводится среди них, касается свободы профессиональной деятельности журналистов в конкретной стране. Согласно отчета за 2021 год, Украина заняла девяносто седьмое место среди ста восьмидесяти стран, с показателем в 32,96 баллов, что характеризует ситуацию как проблематическую. Среди европейских стран в этой же категории оказались Польша, Молдавия, Венгрия, Грузия, Греция и другие. Среди факторов, которые усугубили наши показатели, это зависимость медиа от олигархов; информационная война с Россией, которая привела к запрету российских СМИ и соцсетей; нерасследованные убийства Павла Шеремета, Георгия Гонгадзе и Вадима Комарова. А также то, что неподконтрольные территории остаются недоступными для «критически настроенных журналистов» и иностранных обозревателей. Что касается динамики, она положительная: с 2013 года Украина поднялась со сто двадцать шестого места на двадцать девять ступенек.
Дополняет картину Индекс верховенства права (WJP Rule of Law Index), который принимает международная неприбыльная организация World Justice Project со штаб-квартирой в Вашингтоне.
Индекс основывается на данных национальных опросов и мнении экспертов. Сегодня отчет организации охватывает сто двадцать восемь стран мира, и основан на данных национальных опросов и опросов экспертов. В результате страны получают баллы от нуля до единицы, где один означает сильнейшую приверженность верховенству права на практике. Украина в 2020 году получила 0,51 балла, заняв семьдесят второе место, поднявшись по сравнению с 2019 годом на шесть ступенек. Сейчас мы оказались в компании с Таиландом, Индией, Белоруссией, Молдавией, значительно опережая такие страны, как Китай, Россия, Турция. Среди четырнадцати стран Восточной Европы и Центральной Азии мы заняли седьмое место между Белоруссией и Сербией, а первое и последнее места в группе заняли соответственно Грузия и Турция. Среди тридцати стран с более низким средним доходом Украина заняла седьмое место. Что касается конкретных факторов, худшие показатели мы предсказуемо получили там, где речь идет о коррупции, расследовании уголовных преступлений, качестве нормативно-правового обеспечения и контроле над властью.
В итоге, ведущие международные рейтинги описывают Украину как проблемное, но не безнадежное государство, которое столкнулось с серьезными вызовами, но способно демонстрировать прогресс. Отчасти, наше резюме ухудшает война, которую мы вынуждены вести, но большинство проблемных моментов с ней не связаны. Какой бы методологии ни придерживались те или иные организации, коррупция, олигархи, кризис судебной власти и посягательство на общественные свободы со стороны элит нельзя считать выдумками «соросят». Это та украинская реальность, которая существует независимо от того, насколько точно ее отражают международные рейтинги. И если Украина действительно стремится найти партнеров и союзников в евроатлантическом сообществе, серьезная работа над собой является обязательной. Потому что пока мы выглядим хотя и не безнадежным, но все же пациентом, впереди у которого еще долгий путь выздоровления.