Отказ США от введения новых санкций против оператора «Северного потока — 2» в первую очередь надо воспринимать в контексте американо-немецких отношений, потому что такое действие рассчитано на улучшение этих отношений.
Чисто стратегически американцы хотят дождаться новых выборов в Германии осенью, после чего попытаются договориться с новым руководством ФРГ. Их расчет идет на то, что к власти придут «зеленые», которые уже неоднократно высказывались против ввода в эксплуатацию газопровода, и канцлером будет именно их представительница. Соответственно, это решение американского правительства можно трактовать как попытку бесконфликтно решить этот вопрос.
С другой стороны, его стоит рассмотреть и в контексте американо-российских отношений. Именно накануне встречи Байдена и Путина такие жесты могут делаться в рамках подготовки к ней.
Но это не означает одностороннюю уступку и что это решение принято раз и навсегда. За этот «бонус» США чего-то будут ожидать и от российской стороны. В этом «списке» будет весь перечень претензий западного мира к России. То есть как внутрироссийские вопросы (Навального, деятельности западных медиа), так и вопросы американо-российских отношений (совместного разоружения, отказа от выхода РФ из соглашения об открытом небе и тому подобное). В том числе, может быть и часть вопросов, касающихся Украины — например, тех, что связаны с Крымом, или обмена и возврата так называемых пленников Кремля.
Но вряд ли США чего-то дождутся, потому что это все не сработает и с самого начала обречено на провал. Фактически это — очередное проявление наивности западных политиков, которые считают, что могут что-то обменять у россиян. Уже неоднократно российские власти это опровергали, но стратегический подход Соединенных Штатов и Западной Европы неизменен — они стремятся к диалогу с РФ, но не понимают его конечной цели.
Тем более что на днях появилась информация о заочной полемике госсекретаря США Блинкена с главой МИД РФ Лавровым. На уровне министерства россияне в грубой форме сформулировали свои ожидания от внешней политики США и фактически сказали, чтобы те не лезли в дела РФ. То есть они не просто не готовы идти на какие-то уступки, они считают, что российские дела — это не дело американцев. Поэтому Путин будет пытаться говорить с Байденом на паритете, не допуская обсуждения тех вопросов, которые Россия считает внутренними. Следовательно, тот же вопрос Крыма он также не будет обсуждать.
И Украине придется ждать нового витка эскалации на восточных границах. В целом вопрос запуска «Северного потока — 2» — безопасно и экономически чувствителен для Украины. С точки зрения безопасности, открытие второй нитки газопровода откроет россиянам окно возможностей для прямых атак на Украину с риском разрушить газотранспортную систему. А с экономической точки зрения, транзит российского газа через украинскую ГТС приносит стране около 6 миллиардов в год — это очень большая часть поступлений в госбюджет, которой мы в ближайшей перспективе лишимся, даже несмотря на подписанные соглашения с Газпромом. Потому что россиянам легко придумать любую причину для того, чтобы эти условия не выполнять. И это будет ослаблять Украину изнутри.
Владимир Горбач — политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества