Foreign Policy (США): крупные контракты АМР США не окупаются

Американскую помощь за границей нужно направить на более мелкие и разумные контракты

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Foreign Policy рассуждает о низкой эффективности американской финансовой помощи, которая поступает за границу. Если Вашингтон действительно настроен получить отдачу от этих инвестиций, то необходимо изменить бизнес-модель этого процесса, утверждают авторы.

Президент Джо Байден предложил на 6,8 миллиарда долларов увеличить расходы США на международные отношения, в том числе на 10 процентов увеличить финансирование Госдепартамента и Агентства США по международному развитию (АМР США). Это государственное агентство ответственно за более чем половину международной помощи США. Глава АМР Саманта Пауэр (Samantha Power), недавно назначенная на эту должность, имеет четкое представление о будущем агентства, чей бюджет потенциально может увеличиться.

Однако если администрация действительно настроена получить отдачу от этих инвестиций, АМР нужно изменить свою бизнес-модель, ведь, по данным собственного генерального инспектора агентства, сейчас оно постоянно выделяет деньги на работу, которая выполняется некачественно. Отчет 2019 года, в котором рассматривали расходы АМР за три года, показал, что 43 процента контрактов агентства достигли, в среднем, половины запланированных целей.

АМР США расходует средства так неэффективно, потому что каждый год ему приходится распределять более 20 миллиардов долларов между проектами по всему миру. Агентство попало в зависимость от распределения сотен миллионов, и иногда миллиардов, долларов гигантским правительственным подрядчикам. К примеру, в 2017 финансовом году 60 процентов финансовых средств агентство было распределено между всего 25 организациями.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, АМР нужно возродить процедуру закупок. Оно должно положить конец своей зависимости от крупных и неэффективных государственных подрядчиков, чаще использовать программы, где оплачиваться будет достигнутый результат, и увеличить количество инициатив, которые бы облегчали малым и средним предприятиям и организациям, расположенным в странах с низким и средним доходом, процесс работы с крупнейшим в мире агентством по развитию. Малые компании более пластичны, чем гигантские подрядчики. Кроме того, местные организации лучше знакомы с проблемами, требующими решения, и больше заинтересованы в достижении хорошего результата.

Никого не должно удивлять, что крупные подрядчики выступают против изменений и создают дочерние малые предприятия и местные организации, чтобы выигрывать контракты с АМР, призванные предоставить возможность большему кругу организаций возможность участвовать в конкурсе. Крупные компании часто привлекают местные фирмы и малые предприятия для сотрудничества и используют их как преимущество, чтобы склонить на свою сторону работников АМР. Вскоре будет обнародовано наше исследование, в котором приняло участие более 35 инновационных малых организаций, работающих в сфере международного развития. Более чем две трети компаний рассказали, что крупные подрядчики обычно оттесняют их от обещанной работы после того, как контракт будет выигран.

Увеличение прозрачности может обеспечить должное использование местных организацией и малых и средних предприятий. АМР может потребовать, чтобы те, кто выиграл крупные правительственные контракты, публично отчитывались о том, какой процент они обещали выплатить малым организациям, и сколько они выплатили на самом деле. АМР обычно не контролирует систематически, как крупные подрядчики работают с субпобедителями, но, если вы не будете следить за этим, вы не сможете этим управлять.

Чтобы значительно увеличить количество работающих с АМР малых и базирующихся в странах с низкими доходами организаций можно распределять контракты между предприятиями, который бы выступали финансовыми агентами. Этими организациями могут являться крупные благотворительные фонды. Они не заинтересованы финансово в том, чтобы выполнять работу самостоятельно, однако у них есть системы на местах, которые могут получать деньги и распределять их между теми, кто этим займется.

Кроме того, АМР нужно изменить подход к структурированию финансирования. Агентство полагается практически исключительно на метод «возмещения затрат», который зависит от количества отработанных часов (модель «занятых кресел»). Это подталкивает крупных подрядчиков затягивать выполнение проекта, направлять на их выполнение собственный персонал и зачастую изобретать велосипед (или ПО). Кроме того, если проект провалится, они почти не несут за это ответственности. Главный инспектор проанализировал 35 контрактов, заключенных в период с 2014 по 2016 год, где подрядчики не смогли показать заявленный результат. Как оказалось, АМР все равно выплатил в среднем 97 процентов обещанных средств. В одном случае АМР выплатил подрядчику 103,9 процента расчетной стоимости, хотя проект был закончен только на 14,3 процента.

Вместо этого, агентству стоит чаще использовать контракты с фиксированным размером выплат, которые будут поступать по мере достижения контрольных точек. Такие контракты менее обременительны для малых организаций, поскольку не требуют традиционного тщательного подхода к отчетности. Чтобы получить хорошие результаты, многие государственные агентства США, к примеру, Министерство обороны, а также крупные фонды, обычно используют контракты с фиксированным размером выплат или смешанные модели возмещения затрат и фиксированных выплат. В 2019 финансовом году АМР выделило 11,5 миллиарда долларов финансирования, при этом только 58 миллионов были выделены в рамках контрактов с фиксированным размером выплат.

И, наконец, стоит упростить малым и находящимся в получающих помощь странах организациям, работу с агентством напрямую. Наше исследование показало, что 80 процентов малых и средних предприятий, сотрудничающих с АМР, «часто» или «иногда» отказываются от подходящих деловых возможностей работы с агентством. Более трети участвовавших в исследовании организаций предпочитают полностью избегать работы с АМР, отдавая предпочтение более гибким благотворительным фондам.

АМР отлично знает об этом. Ранее оно уже пыталось различным образом сократить препятствия для работы с ним, в том числе уменьшало горы документации, которую нужно заполнить, чтобы принять участие в конкурсе, и убирало крупных подрядчиков, контролирующих процесс.

К примеру, под руководством предыдущего главы АМР Раджива Шаха (Rajiv Shah) Маура О'Нилл (Maura O'Neill), занимавшая пост директора по инновациям, участвовала в создании программы Развития инновационных предприятий. Сразу после создания в качестве заявки на участие в программе принимали описание базовой концепции, АМР отвечало на них в течение трех недель после подачи и в течение шести выплачивало деньги.

Подобным же образом программа Спасения жизни при рождении, запущенная при Шахе и финансируемая также и другими организациями, в том числе Фондом Билла и Мелинды Гейтс и Grand Challenges Canada, была направлена на сотрудничество с инновационными организациями, ранее не работавшими с АМР. В рамках программы предлагались контракты на сумму до 10 миллионов долларов, чтобы малые и местные организации могли справляться с ними, не прибегая к помощи более крупных компаний. Кроме того, обе эти программы зачастую использовали контракты с фиксированным объемом выплат.

Недавно АМР представила Новую инициативу сотрудничества, она была создана под руководством бывшего главы Марка Грина (Mark Green) во время президентства Трампа. С 2019 года в рамках этой инициативы около 400 миллионов долларов финансирования были перечислены «новым и редко обращающимся» партнером, в том числе организациям, которые за последние пять лет получили менее 25 миллионов долларов от АМР. В рамках новой инициативы сотрудничества, малые и расположенные в странах с более низким доходом организации могли получить средства на то, чтобы создать финансовое управление и другие необходимые системы для работы с более крупными суммами от АМР в будущем.

И хотя АМР объявило об амбициозном плане изменить свой подход, многие из организаций настроены скептически, ведь они уже слышали такое раньше. Программы вроде Развития инновационных предприятий, Спасения жизней при рождении и Новой инициативы сотрудничества являются исключением, а не нормой для агентства. АМР стремится вернуться к своим дурным склонностям. В январе агентство в рамках Президентской инициативы по борьбе с малярией объявило о выделении 30 миллионов долларов на использование данных для контроля над малярией и ее искоренения в Африке. При этом среди семи основных субпартнеров крупного американского подрядчика не было ни одной африканской организации. Кроме того, АМР часто выделает финансирование в рамках Новой инициативы сотрудничества через давних крупных подрядчиков, из-за этого решение, когда, где и сколько будут получать малые организации остается за крупными компаниями.

У новой главы АМР есть возможности. Крупные бюрократические организации предпочитают склонять сотрудников на свою сторону соблюдением требований, а не выполнением целей. АМР нужно улучить множество органов и инструментов. Однако кардинальные изменения наступят, только когда их главы объявят о том, что они выбрали новый путь и принимают все связанные с этим риски.

Целей АМР все труднее достичь, ведь климатические изменения приносят все больше ущерба, все большее количество мигрантов прибывает к границам США, демократические государства отступают, а мировые риски для здоровья угрожают американцам внутри страны. Чтобы внедрить изменения, о которых объявила администрация Байдена, Пауэр нужно уделять больше внимания не только тому, на что расходуются деньги, но и тому, как это происходит.

Уолтер Керр — консультант Starling Strategy и бывший дипломат США, советник по многосторонним банкам и предприниматель в сфере технологий.

Майя Гуздар — консультант Starling Strategy и студент Стэндфордского университете. Ранее работала в National Security Action, а также с некоммерческим сектором в Эстонии и Китае.

 

Обсудить
Рекомендуем