Заранее «закупить много товара», а затем этим товаром «запастись» — в вопросе вакцин от covid-19 путь «Америка прежде всего» становился чем дальше, тем ограниченнее, и Соединенные Штаты наконец «ослабили хватку». 17 мая президент Джо Байден объявил, что к концу июня направит за границу 20 миллионов доз одобренных внутри страны вакцин.
Почему Соединенные Штаты, которые долгое время «скрывались» и уклонялись от своих международных обязательств, сейчас внезапно продемонстрировали такой энтузиазм в поддержке глобальной борьбы с пандемией? Помимо прогресса в области вакцинации внутри страны и международной критики за накопление вакцин, некоторые американские дипломаты по-прежнему не забывают о «конкуренции сверхдержав», опасаясь отставания от Китая и России в вопросе поставок вакцин за рубеж и соответствующей «потери влияния».
Байден с гордостью объявил, что Соединенные Штаты «возглавят мир» со своей системой ценностей и станут «глобальным арсеналом вакцин», и принял этот вызов. Америка пообещала в следующие несколько недель пожертвовать 80 миллионов доз вакцин. «Это больше, чем какая-либо страна в действительности поделилась на сегодняшний день — в 5 раза больше, чем какая-либо страна, больше России, Китая», — отметил американский президент. Но дело в том, что вакцины Китая в большей степени помогают развивающимся странам, а общий объем экспорта достиг 252 миллионов доз.
Некоторые обозреватели полагают, что вклад Соединенных Штатов в виде дополнительных 20 миллионов доз вакцин — это всего лишь капля в море, и ключ кроется в расширении производственных мощностей. Однако администрация Байдена еще не создала целостный всеобъемлющий глобальный план борьбы с эпидемией. Есть еще много вопросов, на которые необходимо ответить, например, отказ от патентных прав на вакцины и ограничений экспорта вакцинного сырья.
«США станет мировым арсеналом вакцин»
По сообщению The New York Times, Байден объявил в Белом доме 17 мая, что до конца июня США окажут помощь другим странам в размере 20 миллионов доз вакцин, одобренных для использования в Америке, к которым относятся препараты Pfizer, Moderna и Johnson&Johnson.
«Мы знаем, что, если эта глобальная эпидемия не будет взята под контроль, Соединенные Штаты никогда не будут в безопасности». Байден подчеркнул, что США «хотят вести мир за собой за счет своих ценностей» и с помощью этого пожертвования демонстрируют «самое главное достоинство» американского народа. Он также привел пример, как во время Второй мировой войны Соединенные Штаты были «арсеналом демократии», и заявил, что в нынешней глобальной борьбе с пандемией коронавируса Америка станет «арсеналом вакцин для всего остального мира».
«Болезни и смертельные случаи, бушующие в других странах, не только влияют на них, но и представляют угрозу для Соединенных Штатов… Наша программа вакцинации является ведущей в мире, и сегодня мы должны сделать еще один шаг вперед, чтобы помочь всему миру».
В конце прошлого месяца Белый дом объявил, что готов поделиться 60 миллионами доз AstraZeneca, произведенных в Соединенных Штатах. Однако этот шаг на самом деле является не более чем «пустяковой услугой» плюс «необеспеченным чеком», потому что вакцина AstraZeneca до сих пор не была одобрена для продажи в США, ею нельзя вакцинировать американский народ и ее никак напрямую не отправить в зарубежные страны.
По сравнению с Китаем и Россией Америка долго «притворялась невидимкой» в вопросе поставок вакцин за рубеж для помощи другим странам. Несмотря на отставание, Байден в своем выступлении постарался «обойти» Китай и Россию. Он сказал, что, включая вакцину AstraZeneca, Соединенные Штаты пожертвуют 80 миллионов доз вакцины в ближайшие несколько недель.
«Это превысит количество пожертвований любой другой страны на данном этапе более чем в пять раз, это больше, чем пожертвовали Россия или Китай. Их вклад составил 15 миллионов доз».
Но разве, в конце концов, не «Америка прежде всего»?
Отражает ли заявление Байдена полную картину фактов? The Wall Street Journal отмечает, что он сознательно разделяет понятия «пожертвование» и «продажа». Если их объединить, общее количество вакцин, экспортируемых Китаем и Европейским союзом, превышает количество вакцин, экспортируемых Соединенными Штатами.
Согласно статистике, Китай экспортировал 252 миллиона доз вакцины, что составляет 42% от общего объема производства; ЕС экспортировал 110 миллионов доз, что составляет более одной трети от общего объема производства; Россия также экспортировала 27 миллионов доз вакцины. На прошлой неделе, хотя Соединенные Штаты произвели более 330 миллионов доз вакцин, они экспортировали только около 3 миллионов доз, что составляет менее 1% от общего объема.
Американский новостной сайт Axios отметил, что до сих пор почти все вакцины, производимые в США (одних из основных производителей вакцин в мире), были распространены только внутри страны. С ослаблением внутренней эпидемии в Соединенных Штатах, увеличением количества вакцинированных и критикой, вызванной долгосрочным накоплением вакцин, этот подход «Америка прежде всего» постепенно стал неработоспособным.
Согласно статистике Центров США по контролю и профилактике заболеваний, по состоянию на 16 мая 48% американского населения получили первую дозу вакцины. Байден заявил, что почти 60% взрослых в Соединенных Штатах получили хотя бы одну дозу вакцины, с момента вспышки эпидемии число новых случаев коронавируса во всех 50 штатах впервые продемонстрировало снижение.
По сравнению с пиком в 3,4 миллиона вакцинированных в день, приходящимся на середину апреля, на прошлой неделе среднее количество вакцинаций по стране снизилось до 1,9 миллиона. Некоторые штаты даже перестали принимать квоты на вакцины, предоставляемые федеральным правительством.
С тех пор, как администрация Трампа запустила план Operation Warp Speed для вакцинации, Соединенные Штаты начали запасаться вакцинами. По состоянию на конец апреля количество заказов достигло ошеломляющих 1,2 миллиарда доз. В то же время правительство США также сослалось на «Закон о национальном оборонном производстве» (Defense Production Act), чтобы запретить экспорт вакцинного сырья.
Все вышеперечисленное привело к тому, что правительство США столкнулось с растущим давлением внутри страны и за рубежом. Байден однажды пообещал, что Соединенные Штаты вернут себе роль «глобального лидера в области общественного здравоохранения». Однако Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебреисус недавно, не называя имен, раскритиковал Америку, заявив, что «некоторым странам с высоким показателем внутренней вакцинации кажется, что эпидемия закончилась, но другие страны все еще сталкиваются с серьезной инфекцией». Он призвал страны, располагающие достаточными запасами вакцин, оказать поддержку странам с плохой эпидемической ситуацией.
Бывший дипломат: скорее жертвуйте вакцины, не позволяйте Китаю и России победить
Помимо международной критики, администрация Байдена также ощущает внутренние «импульсы». Американский новостной сайт Politico 13 мая опубликовал статью, в которой разочарованный бывший американский дипломат призвал правительство Америки как можно скорее инициировать план пожертвований вакцины, выражая недовольство тем, что нерешительность Байдена «оказывает прямое влияние на рост авторитета Китая и России».
Четыре официальных лица, знакомых с этим вопросом, заявили, что почти 50 стран Южной Азии, Ближнего Востока и Африки обратились за помощью в борьбе с эпидемией к США, но вместо ее оказания администрация Байдена расточительно потратила несколько недель на изучение того, позволяет ли внутренняя эпидемическая обстановка в Соединенных Штатах выделить вакцины для использования за границей. За этот период некоторые страны, например, Филиппины, уже получили помощь из Китая.
В статье, где американцы меряют всех по себе, также делается предположение, что помощь Китая и России с вакцинами имеет «политические мотивы». Например, Китай «подталкивает» страны-получатели к признанию принципа «одного Китая», а Россия использует поставки вакцин для укрепления отношений со странами Южной Америки.
Официальные лица Госдепартамента США заявили в Конгрессе на прошлой неделе, что Соединенные Штаты «не будут использовать противоэпидемические ресурсы с целью получить влияние». Байден также заявил, что вакцина, предоставленная Соединенными Штатами, «не будет означать, что другие страны окажутся у США в долгу». Тем не менее в статье признается, что распространение пожертвованных вакцин по-прежнему затрудняет Соединенные Штаты.
Другая проблема заключается в том, что 60 миллионов доз вакцины AstraZeneca, обещанные Байденом, еще не одобрены Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) и не могут быть экспортированы. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки сказала, что утверждение будет завершено «в ближайшие несколько недель». Из-за частого возникновения тромботических симптомов и смертельных исходов применение вакцины было приостановлено или ограничено во многих европейских странах.
Что касается последнего обещания Байдена, Стивен Моррисон, эксперт по глобальному общественному здравоохранению из Вашингтонского аналитического центра стратегических и международных исследований, прокомментировал, что то, что Байден «наконец-то переступил порог к прямым пожертвованиям, — это важный поворот». Однако есть и критикующие, заявляющие, что этих действий совсем не достаточно.
«Пожертвовать 80 миллионов доз вакцины без увеличения глобальных производственных мощностей — это все равно что приклеить пластырь на рану, оставленную мачете», — сказал Грег Гонсалвес, давний активист борьбы со СПИДом.
По данным The Washington Post, Лори Валлах, директор Public Citizen, другой неправительственной организации, которая занимается мировой торговлей, назвала перераспределение 20 миллионов доз по сравнению с глобальным спросом на вакцины в размере примерно 10-15 миллиардов доз «каплей в море». Очевидно, гораздо важнее как можно скорее увеличить производственные мощности.
Наблюдатели считают, что недавний ряд решений Байдена по борьбе с эпидемией, включая поддержку отказа от патентной защиты вакцин, не только не сформировал всеобъемлющую стратегию Америки, но и может привести к новым проблемам. Производители вакцин открыто выступили против отказа от прав интеллектуальной собственности, и они будут играть ключевую роль в координации расширения мощностей по производству вакцин правительством США.
Кришна Удаякумар, директор Глобального центра инноваций в области здравоохранения Университета Дьюка, считает, что у администрации Байдена до сих пор отсутствует целостная противоэпидемическая стратегия. «Например, как отказ от патентных прав соотносится с сегодняшним объявлением? Что насчет увеличения мировых производственных мощностей? Смогут ли США ослабить экспортные ограничения (на вакцинное сырье), чтобы способствовать более эффективному производству в мире? По-прежнему есть много вопросов без ответа».